Блистательное XVIII столетие в России стало последним для целого ряда православных монастырей. В 1764 г. Екатериной II были изданы «Духовные штаты», в соответствии с которыми все монастыри распределялись по 3 классам, часть обителей выводилась за штат, а некоторые вовсе упразднялись. Этот процесс существенно затронул и территорию Московской епархии. По «Духовным штатам» здесь прекратили свое существование 14 монастырей и пустыней, в числе которых был Левкиев Успенский мужской монастырь.
Он располагался недалеко от Волоколамска, в 32 верстах к
Известный церковный историк архимандрит Леонид (Кавелин) отмечает, что Левкиев монастырь был основан раньше
Интересно, что, находясь поблизости от
Большое участие в основании обители принимал Волоколамский князь Борис (1449–1494), сын великого князя Василия Васильевича Темного. Монастырь пользовался его особенным расположением, и, по мнению архимандрита Леонида (Кавелина), нет сомнения, что его «недвижимые имения, то есть вотчины и пустоши, исчисляемые подробно в жалованных грамотах XV и XVI столетий, были пожалованы от щедрот упомянутого князя по личному благоволению его к благочестивому первоначальнику сей обители преподобному Левкию»5.
Сыновья князя Бориса также немало жаловали Левкиев монастырь. Иван Борисович по своей духовной в 1504 г. передал монастырю 10 руб., а также «кобыл и жеребят»6. Князь Федор Борисович Волоколамский также не забыл эти монастыри в своем завещании. По его духовной Левкиеву монастырю передавались «заемных 10 руб., за шубу 8 руб., атлас на шубе и село Назарьевское»7. Следует сказать, что при жизни князя у него были непростые отношения с этой обителью. Сохранилась челобитная прп. Иосифа Волоколамского начала XVI в., в которой он жалуется на князя Федора, который пользовался казной Левкиева монастыря и брал в «свою пользу достояние чернецов»8. Аналогичная жалоба на князя поступила и от настоятеля Николаевского
Наличие подобной практики в начале XVI в. свидетельствует, с одной стороны, о силе удельных порядков, с другой — об активном вмешательстве представителей светской власти в церковные дела, в первую очередь финансовые. Но это касалось только так называемых княжих монастырей, к которым, по всей видимости, относился Левкиев мужской монастырь. В «княжих» монастырях князья обладали практически всей полнотой власти; епархиальные епископы могли там только судить настоятелей, да и то вместе с князьями. При становлении Московского государства велась борьба с такими обителями, которые символизировали крепость удельных порядков. Интересно, что жалоба на волоколамского князя поступила от самого преподобного Иосифа Волоцкого. Примечательно, что в другой челобитной святой жаловался и на «разграбление» Федором Борисовичем Волоколамского монастыря. На основании этого монастырь был передан в непосредственное владение великого князя Василия Ивановича III10. Вероятно, у этих челобитных была одна политическая цель — ослабить влияние Волоколамского князя в ходе централизации государства.
Любопытно, что не только князь Федор Борисович рассматривал Левкиев монастырь как свою собственность. Архимандрит Леонид отмечает, что даже некоторые именитые монахи распоряжались монастырской собственностью как своей. Он приводит в пример Елисея Бибикова, бывшего боярина, монаха и одновременно ктитора Левкиева монастыря. Из его завещания следует, что некоторые монахи не только сохраняли собственность, живя в монастыре, но и частично сам монастырь рассматривали в качестве таковой: «…Да после живота моего сыну моему Ивану в Левкиев монастырь келья моя, а игумену и братия пожаловати в ту келью не вступатися»11.
По сведениям
Примечательно, что все упомянутые выше духовные грамоты относятся к первой половине XVI в. Архимандрит Леонид (Кавелин) отмечает, что XVI столетие можно назвать самой цветущей эпохой в истории Левкиевой пустыни. «В числе ее пострижеников являются и бояре; один из них, старец Елисей Бибиков, погребенный в той же обители, имеет неоспоримое право на особую память ее, не только как постриженик, но и как великий, особый ее благодетель. На могиле его еще до недавнего времени лежал камень. Цел и по ныне. Хотя при устройстве новых приделов снят с могилы, вошедшей внутрь храма, где было бы прилично поместить и сей камень (в стене или в полу) с следующей высеченной на оном вязью надписью: лета 7089 (1581) месяца Генваря в
В клировых ведомостях 1871 г. пишется, что Успенская церковь Левкиева монастыря была построена в 1476 г. преподобным Левкием, от щедрот великих князей Волоцких, что взято из современного описания Волоколамской Левкиевой пустыни. Однако 1476 г. указывает здесь не на постройку церкви, а на основание старцем Левкием его пустыни. Во всяком случае, можно предположить, что церковь древняя и основана если не в конце XV, то, по всей вероятности, в начале XVI столетия14.
Монастырский храм был построен в традиционном для этого времени шатровом стиле. Приведем описание церкви из метрики 1887 г.: «Церковь квадратная, одноэтажная. Алтарь церкви с тремя полукружиями. В вышину, кроме фонаря 6 сажень, в фонаре около 7 аршин, в длину 7 сажень с 1 аршин и ширину 7 сажень с 1/2 аршина. Церковь построена вся из кирпича. Стены все выкладены сплошной кладкой на известке, кирпич толстый, тяжеловесный, около 18 фунтов, обожженный. Стены сохранились в своем первоначальном виде, кроме западной, к которой пристроена трапезная церковь. С восточной стороны в стене под верхней крышей есть пустое пространство и видна каменная лестница вниз, которая ведет к южной стороне, назначение которой нам неизвестно. Связи в стенах деревянные, дубовые, которые от времени истлели и оказались по местам трещины, для безопасности кругом снаружи обведен железный обруч. Наружные стены гладкие, по бокам дверей и по углам выдающиеся лопатки, сведенные к верху в три арки, в средних арках сделаны лепные рамки, узкие и продолговатые, между полукружиями алтаря такие же выдающиеся лопатки. Над входной дверью с южной стороны в виде фонаря под железной крышей в углублении на стене написан образ Успения Божией Матери, живопись не старинная и написана неискусным мастером. С северной стороны такое же сделано углубление и была живопись, но она недавно заштукатурена.
К верху на два аршина от крыши сделан небольшой уступ и покрыт железом в виде пояска. Карниз гладкий и никаких особых украшений не имеется. Кровля на сводах церкви шатровая на четыре ската, железная, выкрашена медянкой, новая. Фонарь на сводах с пролетами, сквозной, круглый, с одним пояском вверху, шея гладкая, под самую крышу главы сделаны лепные украшения кругом, изображающие продолговатый, кверху широкие полузагнутые кружки. Одна глава большая, круглая посредине церкви, покрыта железом и окрашена медянкой. Крест на главе железный, четвероконечный, с завитками, решетчатый, прикреплен к главе цепями, на подножие его полулуние.
Окна узкие продолговатые, верх
Церковь устроена внутри в виде квадратной палаты. Престол в нем один. Западный новый придел также в виде палаты. Отделяется от храма глухой стеной с одним пролетом, который во время пристройки, против остальных дверей старой церкви несколько распростроен. Своды устроены на четырех столбах и разделаются полукруглыми арками, два столба посредине храма и два столба в алтаре за иконостасом, между которыми три полукруглых отделения, посредине престал, налево жертвенник, а направо диаконник, в который устроена от престола небольшая проходная дверь. Два столба,
Престол деревянный, стоит на ровном месте. Ширина его 1 аршин и 31/2 вершка, длина 1 аршин 6 вершков, вышина 1 аршин 6 вершков. Над престолом была устроена сень деревянная, простой столярной работы на четырех витых столбах, верх шатровый с главой и крестом, которая по ветхости была разобрана. Особенного горнего места не существует. Жертвенник устроен в особом северном предалтарии, на открытом месте, деревянный. Вышина его 1 аршин 6 вершков, ширина и длина 1 аршин 2 вершка. Иконостас старого устройства, простой столярной работы, деревянный пятиярусный, Царские двери из двух створок, простые с наложенными на них вызолоченными узорами, верх полукруглый. Солея устроена на ровном лещадном полу и от помоста храма отделена железной решеткой. Амвон круглый деревянный. Клиросы простой, старинной работы, деревянные, без особых украшений»16.
Известно, что в XVI в. монастырь имел владения в Сурожском стану Московского уезда — результат многочисленных пожалований. Впоследствии завещатели были несколько ограничены в своем праве отдавать села монастырям. На Соборе 1580 г. было решено отдавать обратно села, завещанные монастырям, родственникам завещателя с тем, чтобы последние вознаграждали монастырь деньгами по цене завещанных сел; а если у завещателя нет родни, монастырям отдавать эти села на государя с вознаграждением за них из казны17. Однако это решение не отразилось на благосостоянии Левкиева монастыря, цари Иван IV Грозный и Михаил Федорович Романов подтверждали право обители на владение закрепленными за ней селами и деревнями18.
Смутное время нарушило спокойную жизнь обители. При отступлении осенью 1612 г. от Волоколамска войск польского короля Левкиев монастырь был разграблен и практически уничтожен пожаром19. Монастырь восстановили, но с этого момента обитель постепенно приходила в упадок. Этому процессу способствовал и произвол местной власти. Воевода самовольно въезжал в монастырские деревни, грабил их и накладывал на крестьян непосильные налоги.
Известно, что в 1676 г. Левкиев монастырь имел всего 39 крестьянских дворов20. Да и сам монастырь вместе со всеми своими постройками обветшал. Архимандрит Леонид (Кавелин) приводит опись монастыря 1679 г., из которой можно узнать, что в монастыре к этому времени имелось две ветхих каменных церкви, деревянные часовни и колокольня, деревянная же ограда с дощатыми воротами и семь монахов с одним монастырским слугой.
В 1680 г. оскудевающий
Приписав Левкиев мужской монастырь к Новому Иерусалиму, удалось продлить жизнь обители. По данным ревизии 1744 г. за Левкиевым монастырем числилось 11 сел и деревень, в которых насчитывалось 593 ревизские души (крестьян мужского пола). Это были село Якшино, деревни Новое, Брюханово, Кстилово, Кривое Село, Холмец, Симонково, Артемки, Городково, Теплухино,
Однако в XVIII в. Левкиев Успенский монастырь так и оставался небольшой обителью. Крестьяне, которые числились за этим монастырем, фактически работали на житницы Воскресенского
В 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель. Монастыри лишались своих имений и переводились на государственное жалованье, которое назначалось в соответствии со «знатностью» обители23. Все они распределялись по трем классам с определенной для каждого класса нормой монахов и монахинь. Для каждого класса монастыря было назначено свое содержание. Мужские первого класса получали из казны от 2300 до 2500 руб. в год, и в них полагалось содержать 33 монаха. Второклассные получили от государства до 1500 руб. в год и содержали по 17 монахов, а жалованье третьеклассных, численностью в 12 монахов, составляло 950 руб. в год. В женских монастырях первого класса могло содержаться от 52 монахинь до 101 монахини и жалованье каждому монастырю назначалось индивидуально. Второклассные и третьеклассные женские монастыри могли содержать по 17 монахинь, а их жалованье составляло от 525 до 700 руб. в год. Ряду монастырей было отказано в помощи из государственной казны, они оставались на собственном финансовом обеспечении и стали называться «заштатными». В связи с распределением монастырей по классам и приведением их в соответствие с установленными нормами многие монастыри были вовсе закрыты, а монашествующие переводились в штатные обители. Оставшиеся монастырские церкви превращались в приходские храмы, либо также передавались штатным монастырям24.
В центральных российских губерниях было упразднено 496 монастырей, что составляло 56,3% от их прежней численности25. Левкиев Успенский мужской монастырь также подлежал упразднению, как и многие «не самостоятельные» обители,
Долгое время закрытый Левкиев монастырь оставался центром духовной жизни округи. В
Вероятно, уже после закрытия монастыря, стараниями прихожан, Успенская церковь была расписана: «Кругом фонаря под шейкой снаружи между окон сделаны изображения на востоке Спасителя, на
Прихожанам удалось долгое время сохранять многие древние иконы. Священник приходской Успенской церкви бывшего Левкиева монастыря Иоанн Покровский в 1887 г. сообщил: «В иконостасе почти все иконы старинного русского письма, есть такие, которые, вероятно, собирались с основания церкви. Некоторые из них значатся в старинной описи, помещенной в описание Левкиевой пустыни: образ местный Живоначальной Троицы, находится на левой стороне иконостаса, образ местный Пресвятой Богородицы Благовещения, на правой стороне в иконостасе, образ местный великого
Известно, что в 1887 г. в селе Левкиево была открыта
После революционных событий 1917 г. жизнь в селе Левкиево стала постепенно меняться. Школу, бывшую церковную сторожку, превратили в клуб. Бывшие монастырские церкви были закрыты после антиколокольной кампании в
Память преподобного Левкия отмечается 14 декабря и 17 августа — в день святого мученика Левкия31. 27 января 2001 г. преподобный Левкий Волоколамский был причислен к Собору Московских святых32.
Сейчас село Левкиево превратилось в дачный поселок. Благодаря жителям окрестных деревень память о преподобном Левкие и бывшем Левкиеве Успенском монастыре сохранилась. Была установлена памятная доска со старинной фотографией Успенской церкви, а за деревенскими домами, на окраине сельского кладбища, среди деревьев можно увидеть установленный поклонный крест, который окружают большие белокаменные блоки и кирпичные россыпи, выдающие очертание контура стен утраченного храма. Среди обломков есть и фрагменты каменных надгробий, и осколки метлахской полихромной плитки, которой были настланы полы в ХIХ в. Мощи преподобного почивают в неизвестности под руинами храма.
Недалеко от места, где находилась обитель, находятся два святых колодца, которые, по преданию, были ископаны преподобным Левкием. Против одного из колодцев была видна небольшая впадина, где, как говорят, была
В 2016 г. обитель праздновала бы свое