Первое документальное упоминание о местечке Котово относится к началу XVII в. Тогда оно называлось Курлыково и в 1617 г. было продано дьяком И. В. Щелкановым князю Юрию Сулешову. Курлыково расширило владения князя, которому принадлежали соседние Хлебниково, Ивакино, Щапово и др. «В деревне было 11 дворов крестьян и бобылей, в них 15 человек». Князь отдал деревню в качестве приданого дочери.
К 1676 г. Котово становится имением боярина Ивана Борисовича Репнина, занимавшего в разные годы пост воеводы в Могилеве, Полоцке, Новгороде, Белгороде, Смоленске, Тобольске, судьи в Поместном приказе, затем в приказе Казанского дворца (1, с. 5). Именно к этому времени относится создание в Котово каменной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа с приделом в честь преподобного Андрея Критского. Церковь представляла собой небольшой одноглавый бесстолпный двухапсидный четверик, не скрытый сомкнутым сводом, с северным приделом, связанным с храмом обходной галереей, над северо-западным углом которого поднималась колокольня с островерхим шатром, украшенным двумя рядами слухов.
Наименование Курлыково, этого тихого местечка на берегу Клязьмы в километре от Дмитровского тракта, с заливными полями между лиственных перелесков, связывают с обилием дичи, избравшей пойму реки местом гнездования. Краевед и учитель истории В. Г. Георгиевский сохранил местное предание о существовании неподалеку, выше по течению реки царского охотничьего домика. Из рассказа следует, что каменный храм был построен на месте деревянной церкви времен царя Иоанна Грозного.
После смерти И. Б. Репнина с 1697 г. по 1704 г. селом владел его сын, Аникита Иванович (1668–1726) — генерал-фельдмаршал, сподвижник Петра I, участник Азовских походов 1695, 1696 гг. и подавления стрелецкого бунта. Затем село унаследовал сын Василий, а следующий владелец — племянник князя — продал Котово в 30-е гг. XVIII в. князьям Юсуповым, в чьих руках усадьба находилась вплоть до 1917 г.
Борис Григорьевич Юсупов (1695–1759), купивший село Спасское-Котово, был воспитан по повелению Петра I во Франции, пользовался особым расположением Бирона. При императрице Елизавете Петровне был президентом Коммерц-коллегии и главным директором Ладожского канала, 9 лет управлял сухопутным Шляхетным корпусом. Приобретя Спасское имение на реке Клязьме, Борис Григорьевич обратил внимание на построенный при церкви Спаса Нерукотворного Образа «из давних лет» прежними села владельцами придел, который к тому времени не был освящён, «поклажи церковной утвари и ризницы и в котором как престола, так и жертвенника… и признаков никаких церковных не имелось». К весне 1755 г. были устроены престол и жертвенник, придел был украшен иконостасом.
В мае 1755 г. управитель дома Б. Г. Юсу-пова Василий Щербачёв (2, с. 19) обратился в Московскую духовную консисторию с просьбой об освящении придела в честь Владимирской иконы Божией Матери и 5 июля 1755 г. получил указ об освящении его на нововыданном антиминсе протопопом Большого Успенского собора с братией.
В экономических примечаниях Московской губернии за 1766—1770 гг. в селе Спасском-Котове значится «церковь каменная Спаса Нерукотворенного Образа, господский дом деревянный, сад с плодовитыми деревьями».
По сведениям клировых ведомостей 1776 г., в селе числилось 33 приходских двора, в которых проживало 149 человек дворовых и крестьян мужского пола и 184 — женского пола. Церковной земли не было выделено, священник Илия Фёдоров и причт содержались на «ругу» (годичное содержание) от владелицы села И. М. Юсуповой и владельца соседнего имения Александра Ильича Касаткина, по всей вероятности, прихожанина церкви.
В 1772 г. в северном приделе Владимирской иконы около левого клироса под полом был устроен склеп, в котором была погребена умершая дочь Ирины Михайловны Юсуповой, Анна Протасова. С этого времени скромная усадебная церковь в селе Спасском-Котове превратилась в родовую усыпальницу князей Юсуповых. В 1776 г. И. М. Юсуповой был произведён ремонт церкви: вновь восстановлен иконостас во Владимирском приделе, исправлены местные образа, а также был поднят опустившийся пол и вымощен лещадью. В 1788 г. рядом с А. Б. Протасовой была погребена скончавшаяся княгиня И. М. Юсупова. Над прахом обеих были положены чугунные доски и поставлена мраморная урна.
Владельцем села стал князь Николай Борисович Юсупов (1751–1831), один из самых известных и богатых вельмож екатерининского века. Князь «жил при шести государях, служил четырем, короновал трех» (3, с. 362). Он был одним из просвещеннейших людей своего времени. Ода А. С. Пушкина «К вельможе», написанная им в 1830 г., посвящена Н. Б. Юсупову. В лингвистической справке к произведению значится: «В одном из подмосковных имений». В «Опровержении критики» А. С. Пушкин писал: «Возвратясь из-под Арзрума, написал я послание к князю Юсупову… Это заставило вельможу звать меня по четвергам обедать…»
Самым известным имением Юсуповых, безусловно, было Архангельское. Однако после пожара 1820 г. оно долго восстанавливалось. Другому подмосковному дому в Спасском-Котове князь стал уделять больше внимания. Вполне возможно, что и здесь бывал Пушкин. Нужно напомнить, что соседнее Виноградово долго принадлежало предкам великого поэта.
При Николае Борисовиче Юсупове на рубеже XVIII—XIX вв. усадьба Спасское-Котово переживала небывалый расцвет: была создана регулярная планировка с «прешпектовыми» аллеями, оранжереями, регулярными садами, копаными прудами. В селе работали кирпичный завод, суконная фабрика (4, с. 23).
В 1820 г. в северо-западном углу четверика храма был устроен склеп для невестки Николая Борисовича, П. П. Юсуповой. Сам князь Николай Юсупов скончался в 1831 г. и был погребён за алтарём северного придела Владимирской иконы Божией Матери. Через год над его могилой наследниками была выстроена часовня-усыпальница. Квадратная в плане палатка, с двумя крыльцами у входов с северной и южной сторон вплотную примыкала к апсиде северного придела. Тогда же, в 1832 г. был произведен ремонт церкви. Облик храма был изменен во вкусе нового времени: стены были подняты на высоту усыпальницы, был срублен первоначальный карниз и по верху стен уложен новый — белокаменный — по периметру храма. Такой же карниз был устроен и по верху четверика колокольни. Эти перестройки, по-видимому, заняли 4 года, так как заново освящен Владимирский придел был только в 1836 г.
В 1849 г. скончался Борис Николаевич Юсупов (1794—1849 гг.), затеявший поновление храма, и был погребен в склепе рядом со своей супругой П. П. Юсуповой в северо-западной части четверика. Их останки почивают там и поныне. Они были открыты при разборке полов и, по служении панихиды, с честью заложены той самой первоначальной литой плитой, на которой написано: «Со святыми упокой».
Важным моментом в строительной истории Спасской церкви явился 1850 год, когда был составлен проект нового южного придела, значительно увеличившего церковное пространство. Сохранились проектные чертежи этой постройки, подписанные архитектором Василием Дрегаловым, работавшим в это же время и на строительстве московских домов князя. Проект был утвержден Московской духовной консисторией 4 мая 1850 г. Печи, устроенные в нем у южной стены в алтаре и трапезной, были отделаны белыми рельефными без рисунка изразцами с клеймом «Власов Москва», фрагменты которых найдены под полом советских времен. Новый придел был освящен в 1853 г. во имя святителя Николая Чудотворца.
Во второй половине XIX в. храм, как и в прежние годы, оставался усадебной церковью владельцев села князей Юсуповых. На плане усадьбы князя Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон конца XIX — начала XX вв. под церковью и богадельней значится 1075 кв. саженей (около 4895 кв. м), под постройками причта 1725 кв. саженей (приблизительно 7855 кв. м), под кладбищем 1006 саженей.
В советское время кладбище было уничтожено и построена автодорога, от деревянной богадельни остались только фрагменты фундамента. Спасский храм был закрыт в 1934 г., и помещение использовалось для различных предприятий: спичечной, пуговичной фабрик, мыловаренной мастерской, типографии. В середине ХХ в. к Никольскому приделу было пристроено двухэтажное здание, которое теперь стилизовано и в качестве большой трапезной принимает до сотни гостей на большие праздники. Уже несколько лет здесь проходят благотворительные обеды для ветеранов, устраиваются встречи и угощения для родственников репрессированных в годы гонений. Здесь проходят масштабные лекции и семинары, концертные и образовательные программы.
Период активного восстановления храма открывается в 1991 г., когда общине верующих во главе с настоятелем священником Алексием Шуруповым постепенно были отданы помещения храма и построек. За несколько лет была восстановлена разрушенная колокольня, исправлены окна и стены, грунт опущен до древнего основания. К 1996 г. купола украсились золочеными крестами, а через год колокола вернули храму голос. 31 мая 1998 г. Спасский храм освятил архиепископ Можайский Григорий. Через два года митрополит Ювеналий освятил Никольский придел.
За два десятилетия община воспитала крепкие церковные семьи, в несении послушаний выросли церковно- и священнослужители. Собранная за это время библиотека насчитывает около 9 тысяч книг. На базе прихода действует общество трезвости.
Среди святынь храма почитается Казанская икона Божией Матери, которая прославилась обильным мироточением в середине 1990-х гг. Со временем в храме появились иконы с мощами свт. Игнатия Брянчанинова, прп. Даниила Московского, блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских, свт. Спиридона Тримифунтского, прав. Иакова Боровичского, прп. Нила Столобенского.
Некогда безвестная деревенька Курлыково стала местом упокоения известных, исторически значимых персон. В наше время — это часть большого города Долгопрудного. От княжеской усадьбы остались только вековые липы, а возрожденный Спасский храм продолжает свое служение Богу и людям.
Библиография
Православные храмы. Путешествие по святым местам. / Храм Спаса Нерукотворного Образа в Котове, Долгопрудный (Московская обл.). Вып.100, 2014.
Иванова В. И. Другой Юсупов. Князь Н. Б. Юсупов и его владения на рубеже XVII–XIX столетий. М.: 2011.
Уточкина О. В. Юсуповы в России и для России. / Юсуповский дворец. СПб: Арт-Палас, 1999.
Кручинина Л. В. Подмосковные имения князя Н. Б. Юсупова в 1812 году. Архангельское, 2012.
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Селецкая десятина. М., 1881.
Окрестности города Долгопрудного. / Сборник заметок под ред. Ю. Н. Соловьевой. Б.м., 2000.