Изображения Первоверховных апостолов Петра и Павла в книжной миниатюре известны с VI в. — в сюжетах Вознесения Господня и Пятидесятницы Евангелия Раввулы апостолы изображены с «узнаваемой» внешностью. В нашей заметке приводятся примеры изображений апостолов в книжной миниатюре, не только узнаваемых внешне, но и в известных по их житиям обстоятельствах.
Влицевых рукописях Святой Горы с самого раннего периода заметна традиция следования иконографическому канону: уже в миниатюрах IX в. можно найти изображения апостолов с характерными индивидуальными особенностями внешности.
Лицевая Псалтирь IX в. из собрания монастыря Пантократор (соd. 61) представляет собой палимпсест — написана на пергамене несохранившейся древней книги. Из множества миниатюр, иллюстрирующих псалмы, значительная часть посвящена событиям Нового Завета; в их числе есть и ряд миниатюр с апостолами.
Миниатюра, иллюстрирующая
И вдруг запел петух. Это уже вторая часть миниатюры. Петр в ужасе схватился за голову: он вспомнил слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько (Мф. 26:75). Как выразительна миниатюра! Художник изображает алектора размером с самого Петра — видимо, таким огромным и показался апостолу этот обличающий его кричащий петух. Плачущий Петр повторяет вслед за Псалмопевцем Давидом: Господи, моление мое внуши, слез моих не премолчи… Ослаби ми, прежде даже не отиду (Пс. 38:13–14).
Следующая миниатюра, посвященная апостолу Петру, относится уже ко времени Воскресения Христова. Это иллюстрация к Пс. 95:10 — Рцыте во языцех, яко Господь воцарися. Воскресший Спаситель именословным благословением осеняет Петра, а с ним Иоанна Богослова и всех остальных учеников, стоящих за его спиной: Итак идите, научите все народы… (Мф. 28:19). Как всегда, художник очень точен в деталях: если на миниатюре с плачущим Петром апостол изображен босым, то на этой миниатюре и Петр, и Иоанн — в сандалиях; он готовы тотчас исполнить благословение Воскресшего Христа.
Еще одна выразительная миниатюра показывает эпизод из жизни Первоверховного апостола, описанный в
Миниатюра к 67 псалму показывает апостола Павла (погрудное изображение в овале) и сынов Кореевых — левитов. 67 псалом — победный гимн, вспоминающий исход древних евреев из Египта, их странствия по пустыне, перенесение Ковчега Завета на гору Сион. Начальные стихи псалма звучат в пасхальных песнопения: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! Миниатюра размещена как живописная парафраза к стихам: Впереди шли начальники хоров и певцы, среди юных дев с тимпанами… там Вениамин, самый юный из них, в молитвенном восторге… (Пс. 67:26, 28). Поэтому и апостол Павел изображен в миниатюре моложе, чем его обычно изображают — это напоминание о стихах его Посланий к Римлянам: Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова (Рим. 11:1) и к филиппийцам: из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей (Флп. 3:5).
Совсем иным предстает апостол Павел в миниатюрах к другому рукописному Евангельскому сборнику конца XII в. из монастыря Пантократор (соd. 234). В его состав входят книги Нового Завета, Псалтирь, ряд святоотеческих толкований — слова
Миниатюра на л. 63 изображает апостола Павла и св. первомученицу равноапостольную Феклу. Апостол изображен сидящим; он пишет одно из своих Посланий — к Римлянам, но оторвался от работы и устремил взор в направлении здания, где находится его ученица Фекла. На другой миниатюре (л. 67) апостол Павел занят составлением Послания к Коринфянам.
Еще одна замечательная миниатюра из Евангельского сборника (л. 84об.) изображает апостола Петра за работой. Надо отметить, что в данном сборнике Соборные послания расположены после посланий апостола Павла.
Миниатюра Сборника XIII в. Евангельских чтений из монастыря св. Дионисия (соd. 587) изображает Воскресшего Христа, посылающего Своих учеников на проповедь (Мф. 28:19). В числе апостолов изображен и Павел, призванный на апостольское служение значительно позднее. Но вневременность этого призвания дает художнику основания поместить апостола Павла вместе с остальными учениками уже в тот момент, когда из уст Христовых прозвучало благословение просвещать верой Христовой все народы земли.
Вот еще одна прекрасная миниатюра апостола Павла из другого новозаветного сборника XIII в. монастыря св. Дионисия (Дионисия (соd. 33). Апостол изображен в рост, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левой он держит свиток. На апостоле голубой гиматий с золотым клавом. Фон миниатюры также золотой. Столь же торжественные миниатюры имеются в целом ряде рукописей, происходящих из афонских монастырей (например, миниатюры конца XI — начала XII вв. из Ватопеда, находящиеся в музее Уолтерс Арт в Балтиморе и др.).
В сборнике XII в. Житий святых мучеников из Лавры св. Афанасия (cod. 71) апостол Петр изображен вместе со своим учеником и преемником по римской кафедре — священномучеником Климентом (л. 90). Апостол здесь изображен в обычных одеждах, а на священномученике Клименте — святительские.
Миниатюра с изображением апостола Петра из Менология XII в. монастыря Дохиар (cod. 5) служит заставкой к житию апостола (л. 204об.) На апостоле Петре — святительский омофор; он изображен здесь как первый епископ города Рима.
Завершим наш краткий обзор афонских миниатюр изящной заставкой к Евангелию от Луки из монастыря св. Дионисия (cod. 192). Апостол Петр здесь изображен дважды: стоящим на постаменте, вписанном в инициал «Т», и бегущим ко Гробу Господню: Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему (Лк. 24:12).
Афонские миниатюры, посвященные апостолам Петру и Павлу, как и многие другие книжные миниатюры, созданные на Святой Горе, наряду с высокими художественными достоинствами обладают, на наш взгляд, еще одним ценным свойством: они за десять веков своего существования не устарели. Современный зритель (разумеется, рассматривающий их факсимильное воспроизведение) не может не отметить и их назидательности.
Источники