Регент церковных хоров, композитор и врач Александр Александрович Третьяков принадлежит к замечательной плеяде
Духовное наследие Александра Александровича удивительно. Он был практически самоучкой, однако его яркая творческая одаренность, живое чувство хора позволили достичь немалых высот в духовной музыке. В музыкальном стиле композиций Александра Третьякова можно выделить две основные составляющие, возникшие под влиянием,
* * *
Александр Александрович Третьяков родился 18 (31) октября 1905 г. в городе Боровичи Новгородской губернии в семье врача и общественного деятеля. Отец в детстве пел в церковном хоре и обладал аналитическим слухом - слышал в хоре отдельно каждый голос и в оркестре - каждый инструмент. Мать, домашняя хозяйка, была хорошей пианисткой, а один из старших братьев, Сергей, — талантливым скрипачом2. Первыми детскими музыкальными впечатлениями были частые домашние музыкальные вечера и пение хора в приходском храме. В 1908 г., когда Александру было три года, семья переехала в Пермь, а в 1919 г. умерли сначала отец, затем мать.
В 1922 г. Александр Александрович поступил на медицинский факультет Пермского университета, который в 1927 г. успешно окончил. В 1925 г. он познакомился с регентом
Михаил Кусков учил Александра анализу и глубокому пониманию песнопений разных авторов. Он был последователем школы, называвшей себя «новой русской школой» церковных композиторов —
Первым его значительным произведением этого периода были «Степенны» для восьми гласов, написанные в
23 сентября 1932 г. за свою регентскую деятельность Александр Александрович был арестован и приговорен к трем годам заключения в сталинских лагерях. Известно, что и в лагерях, и во время Великой Отечественной войны Третьяков был врачом. На фронте сильно застудил ноги, и эта болезнь давала о себе знать до конца жизни. В 1943 г. его освободили от воинской обязанности, а в первую годовщину Победы, 13 мая 1946 г., Третьяков был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
После войны Александр продолжал врачебную деятельность, у него имеется целый ряд трудов по медицинским вопросам. В 1947 г. он основал в Перми «Общество
Продолжалась и музыкальная деятельность Третьякова, причем после войны он стал дирижировать и светскими коллективами. В областной газете «Звезда» в феврале 1946 г. появилась небольшая заметка о концерте хора Радиокомитета, а 16 мая 1946 г. деятельность Третьякова была отмечена следующим образом: «Исполнительный Комитет Молотовского Городского Совета депутатов трудящихся награждает Вас почетной грамотой за хорошее руководство хором Радиокомитета».
В 1947 г., находясь проездом в Москве, Александр Третьяков показал три своих произведения регенту Богоявленского Патриаршего собора Виктору Степановичу Комарову. Эта встреча укрепила и определила дальнейшую жизнь Третьякова. Его творческая работа становится более интенсивной. Обсуждая с Комаровым свои произведения, он работает над совершенствованием и развитием своего стиля.
В 1955 г. Александр Третьяков переселился в Москву и до своей кончины управлял разными церковными хорами в столице — в храмах Ризоположения на Донской, преподобного Пимена Великого (главный придел Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках в Сущеве и в некоторых церквах Подмосковья.
Ко дню интронизации Святейшего Патриарха Пимена (Извекова), 3 июня 1971 г., по просьбе Виктора Комарова, Третьяков написал торжественное монументальное песнопение «На гору Сион…» и посвятил его Святейшему Патриарху. В 1974 г. Святейший Патриарх Пимен пожаловал композитору Патриаршую грамоту.
Александр Александрович Третьяков, церковный композитор и регент, около полувека трудившийся на ниве церковной, скоропостижно скончался 8 мая 1978 г. на 73 году жизни. Накануне дня своей кончины, 7 мая, в Неделю
11 мая были совершены Божественная литургия и отпевание в Никольском храме в селе Пушкино, где с января 1978 г. Александр Александрович управлял правым хором. Многие певцы, кому доводилось петь в хорах под его управлением, составили хор и проникновенно пели за Литургией и на отпевании.
В надгробном слове настоятель протоиерей Димитрий Саган подчеркнул, что Александр Третьяков как регент церковного хора и как автор церковных музыкальных сочинений не искал внешнего эффекта, а стремился передать глубокий смысл церковного песнопения, раскрыть его содержание средствами церковной музыки.
Он был похоронен, согласно завещанию, на кладбище в селе Черкизово недалеко от храма, где покоится прах его супруги и сестры. По воспоминаниям очевидцев, в последние минуты своей жизни Третьяков пел концерт Димитрия Степановича Бортнянского «Да воскреснет Бог» и дирижировал…
* * *
Отличительной чертой «нового направления» конца XIX — начала XX вв. было особое внимание к древним распевам. У Третьякова всего шесть таких обработок. Одной из лучших является «Днесь весна благоухает», в которой композитор помещает основную мелодию знаменного распева в верхнем голосе. При этом он сохраняет в основном его своеобразную мелодику и ритмику. Но не во всех местах так происходит. Например, в последней строке, на словах «Господь и Бог мой», Третьяков переносит спокойную повествовательную мелодию первоисточника на октаву выше, сокращает и четко ритмизирует ее. Благодаря этим изменениям песнопение заканчивается яркой кульминацией, соответствующей смыслу текста.
Александром Александровичем Третьяковым всего было написано около ста песнопений (многие из них сейчас утеряны). Сам композитор осознавал себя наследником Синодальной школы. В его стремлении к доступности песнопений для малых хоров проявились несколько важнейших качеств его стиля: красивая запоминающаяся мелодия и особое чувство формы, позволявшее ему создавать законченные, стройные композиции.
Наталья Плотникова, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории, следующими словами характеризует творчество Александра Александровича Третьякова: «Гармонический стиль
Автограф „Канона Св. Пасхи“ имеет надпись Третьякова: „Регенту Патриаршего хора Виктору Степановичу Комарову и руководимому им хору с глубокой благодарностью посвящаю. 28/VI — 51“. Это сочинение является, пожалуй, самым крупным творением Александра Александровича. Его отличают разнообразие хоровой фактуры, предельное внимание к тексту, удивительная цельность замысла, воплощающаяся в ликующей колокольности и мелодики, и гармонии. Гармонические краски яркие и смелые (чего стоят только две сложнейшие энгармонические модуляции в последней песне „Ангел вопияше“!)3».
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Александра Александровича Третьякова «Достойно есть». Мы же в свою очередь сделали переложение этого сочинения для мужского хора.
В этом песнопении, которое в оригинале является столповым распевом, Александр Александрович строго придерживается подлинника и ограничивается, по возможности, простой и ясной гармонизацией заимствованной мелодии, не внося практически никаких авторских дополнений.
Список использованной литературы: