27 декабря определением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 113) приняты следующие решения:
1. настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности;
2. настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;
3. на должность настоятельницы Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря назначить настоятельницу Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района монахиню Маргариту (Феоктистову) с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности;
4. на должность настоятельницы Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района назначить насельницу обители монахиню Марию (Макарову) с возложением креста по должности.
28 декабря в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в присутствии архиепископа Можайского Григория, епископа Серпуховского Романа, новоназначенных настоятельниц обителей и насельниц Новодевичьего монастыря сообщил об указанных изменениях. Секретарь Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба огласил определение Священного Синода. Затем митрополит Ювеналий возвел в сан игумении монахиню Маргариту (Феоктистову) и возложил наперсный крест на монахиню Марию (Макарову). Настоятельницам были вручены соответствующие указы и удостоверения.
После этого Его Высокопреосвященство произнес слово назидания:
«Возлюбленные о Господе!
Мы с вами живем в такой ответственный период времени, когда Господом возлагаются на нас послушания, каких, может быть, не было в истории Русской Православной Церкви. После тех страшных гонений, которые Церковь испытала в ХХ веке, когда были закрыты монастыри, а многие-многие их насельники и насельницы приняли мученическую кончину, сейчас мы возрождаем монашескую жизнь и восстанавливаем оскверненные и порушенные святыни. После долгого периода трудно нам воссоздавать и мужское, и женское монашество, поскольку одни скончались, а другие мученически погибли. Мы по наставлениям наших подвижников и подвижниц воссоздаем то, что утрачено и физически уничтожено. Каждый из нас на своем личном опыте познал, как это нелегко. Но, в то же время, Господь не посылает человеку креста, который он не в силах понести. И с любовью к Господу мы несем архипастырское и пастырское послушания и монашеский подвиг.
Почему я сказал в отношении наших трудов, что происходит небывалое в истории? Потому что трудно совместить и монашеское делание, которое предусматривает уединение, и миссию просвещения в нашем обществе, которое душой тянется к Церкви, но, может быть, не знает, как и шага шагнуть в Церкви. Поэтому многие дарования нужны каждому из нас, чтобы полностью, без остатка, посвятить себя служению Богу.
То, что вы слышали сегодня из решения Священного Синода, не объясняется недостатками или промахами в управлении обителями. Жизнь так стремительно развивается, что мы должны находить пути более динамичного решения тех вопросов, которые стоят перед каждым из нас, но в то же время мы должны учитывать внутреннее состояние и способности каждого человека, чтобы крест, который дается каждому, был посилен. Это единственная причина, которая подвигла меня просить Святейшего Патриарха и Священный Синод произвести эти изменения.
Я помню, с каким дерзновением, надеждой, но и опасением начинала свои труды
Тогда я видел, как в Спасо-Бородинском монастыре матушка Серафима успешно несет свое игуменское послушание. Буквально от ее сердца я оторвал этот монастырь, призвав на служение в Новодевичью обитель. Матушка Серафима тогда, конечно, без желания сюда переходила, но полностью приняла как волю Божию решение Святейшего Патриарха и Священного Синода. И все эти годы она усердно несла послушание, заботясь и о монашеском возрождении, и о благоукрашении этого храма, где мы осуществляем с утра до вечера молитвенный подвиг. И сегодня я хотел бы выразить Вам, дорогая матушка Серафима, личную благодарность за Ваше послушание, и за те годы, в которые Вы осуществляли здесь управление этой святой обителью.
Возвращая Вас в Спасо-Бородинский монастырь, я знаю, что Вам очень много предстоит трудов.
В благословение Вам, дорогая матушка Серафима, я хочу вручить образ Рождества Христова, потому что мы встречаемся в период Рождественского поста и в преддверии Рождества Христова. Пусть Господь, принесший мир на землю, даст мир Вашей душе, благословение, силу и любовь! С этими мыслями придите в свою любимую обитель и продолжайте там свое монашеское делание.
Я представляю, что для матушки Маргариты не так легко сегодня вступать в управление этой обители по двум причинам.
Конечно,
Я очень надеюсь, дорогая матушка игумения Маргарита, что то положение, которое обязывает в этом святом месте заниматься и восстановительной, и социальной, и просветительской деятельностью, поможет возрождать то, что было до закрытия монастыря. Вы должны будете учесть и новые возможности, которые открывает перед нами Господь.
Я думаю, что мы нуждаемся в увеличении насельниц в этой обители, потому что сестры, хотя и безропотно, и с большим усердием несут послушания, что я всегда отмечаю, но думаю, что надо порой давать и послабления, и отдых. У вас есть прекрасное подворье, где можно время от времени пребывать, когда утомляются душа и тело, и здесь, конечно, можно будет ослаблять послушание, когда монастырь увеличится числом насельниц. Я думаю, что сюда нужно принимать деятельных сестер, которые будут не только совершать молитвенное правило и богослужение, но и участвовать в реставрационных работах, и, особенно, в просвещении тех, кто приходит сюда и как турист, и как паломник, и как человек ищущий Бога.
Когда назначают людей, говорят об ответственности, о больших задачах, а человек, который принимает эти послушания, напоминает о своем недостоинстве и о своем убожестве. То, что Вы, дорогая матушка Маргарита, прошли путь созидания Казанской обители, свидетельствует о том, что Вы перенесете наработанный опыт и на этот монастырь. И, если Вы там с любовью относились к каждой сестре, то и здесь то же самое мы ожидаем от Вас, потому что в любой обители настоятельница и насельницы живут по принципу семьи, и настоятельница для сестер является матерью.
Сегодня одна из юных монахинь принимает на себя подвиг управления Казанского монастыря. Монастырь этот отдален от центра, от города Москвы, находится в сельской тиши, но там непочатый край трудов, потому что только часть колокольни и маленький новый корпус занимают монахини, остальная территория занята психоневрологическим интернатом, где проходят лечение больные люди. Думаю, что в скором времени состоится полная передача этого монастыря, и там предстоят большие труды по восстановлению обители. Сейчас налажены взаимоотношения монастыря с администрацией больницы, предусматривающие духовное окормление пациентов, это непомерный труд и подвиг.
Я также надеюсь, что увеличится число насельниц в Казанском монастыре, что Вы продолжите те героические труды, которые несла матушка Маргарита с первого дня возобновления там монашеской жизни. Я думаю, что все мы будем стараться помогать Вам, молиться о Вас, заботиться о возрождении обители, а Вы в своих трудах не унывайте. Не унывайте при неудачах, потому что не все от нас зависит. Порой Господь нам посылает испытания, а потом, когда мы разрешаем
Владыка митрополит преподнес также в благословение и игумении Маргарите, и монахине Марии иконы Рождества Христова с молитвенными благопожеланиями.
Темы: митрополит Ювеналий, епископ Роман, монастыри,