Главная/Новости/2007/Декабрь/28/

Новые назначения в женских монастырях Московской епархии

27 декабря определением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 113) приняты следующие решения:

1. настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности;

2. настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;

3. на должность настоятельницы Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря назначить настоятельницу Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района монахиню Маргариту (Феоктистову) с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности;

4. на должность настоятельницы Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района назначить насельницу обители монахиню Марию (Макарову) с возложением креста по должности.

28 декабря в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в присутствии архиепископа Можайского Григория, епископа Серпуховского Романа, новоназначенных настоятельниц обителей и насельниц Новодевичьего монастыря сообщил об указанных изменениях. Секретарь Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба огласил определение Священного Синода. Затем митрополит Ювеналий возвел в сан игумении монахиню Маргариту (Феоктистову) и возложил наперсный крест на монахиню Марию (Макарову). Настоятельницам были вручены соответствующие указы и удостоверения.

После этого Его Высокопреосвященство произнес слово назидания:

«Возлюбленные о Господе!

Мы с вами живем в такой ответственный период времени, когда Господом возлагаются на нас послушания, каких, может быть, не было в истории Русской Православной Церкви. После тех страшных гонений, которые Церковь испытала в ХХ веке, когда были закрыты монастыри, а многие-многие их насельники и насельницы приняли мученическую кончину, сейчас мы возрождаем монашескую жизнь и восстанавливаем оскверненные и порушенные святыни. После долгого периода трудно нам воссоздавать и мужское, и женское монашество, поскольку одни скончались, а другие мученически погибли. Мы по наставлениям наших подвижников и подвижниц воссоздаем то, что утрачено и физически уничтожено. Каждый из нас на своем личном опыте познал, как это нелегко. Но, в то же время, Господь не посылает человеку креста, который он не в силах понести. И с любовью к Господу мы несем архипастырское и пастырское послушания и монашеский подвиг.

Почему я сказал в отношении наших трудов, что происходит небывалое в истории? Потому что трудно совместить и монашеское делание, которое предусматривает уединение, и миссию просвещения в нашем обществе, которое душой тянется к Церкви, но, может быть, не знает, как и шага шагнуть в Церкви. Поэтому многие дарования нужны каждому из нас, чтобы полностью, без остатка, посвятить себя служению Богу.

То, что вы слышали сегодня из решения Священного Синода, не объясняется недостатками или промахами в управлении обителями. Жизнь так стремительно развивается, что мы должны находить пути более динамичного решения тех вопросов, которые стоят перед каждым из нас, но в то же время мы должны учитывать внутреннее состояние и способности каждого человека, чтобы крест, который дается каждому, был посилен. Это — единственная причина, которая подвигла меня просить Святейшего Патриарха и Священный Синод произвести эти изменения.

Я помню, с каким дерзновением, надеждой, но и опасением начинала свои труды 80-летняя старица, которая не прошла искус монашеской жизни, в качестве игумении возобновленного Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. Матушка Серафима (Черная) за пять лет, конечно, сотворила чудо, ревностно изо дня в день, до последнего издыхания неся свой игуменский крест. Без всяких бытовых условий первые насельницы проходили здесь послушание. Они старались показать пример монашеского послушания, смирения и терпения и не посрамили моего упования. Я должен был заботиться о том, чтобы во всех монастырях, находящихся в моем ведении, теплилась молитва и возрождалась монашеская жизнь, а, вместе с тем, восстанавливались и церковные здания. Но после кончины игумении Серафимы я должен был подыскать достойную замену.

Тогда я видел, как в Спасо-Бородинском монастыре матушка Серафима успешно несет свое игуменское послушание. Буквально от ее сердца я оторвал этот монастырь, призвав на служение в Новодевичью обитель. Матушка Серафима тогда, конечно, без желания сюда переходила, но полностью приняла как волю Божию решение Святейшего Патриарха и Священного Синода. И все эти годы она усердно несла послушание, заботясь и о монашеском возрождении, и о благоукрашении этого храма, где мы осуществляем с утра до вечера молитвенный подвиг. И сегодня я хотел бы выразить Вам, дорогая матушка Серафима, личную благодарность за Ваше послушание, и за те годы, в которые Вы осуществляли здесь управление этой святой обителью.

Возвращая Вас в Спасо-Бородинский монастырь, я знаю, что Вам очень много предстоит трудов. Во-первых, там стесненные условия, может быть, они немного стали лучше после того, как Вы оттуда уехали. Там нет таких прекрасных бытовых условий, которые созданы здесь, в этой святой обители. Но я думаю, что там появились возможности для строительства нового дома для сестер. Сейчас Правительство России благоприятно относится к возвращению Церкви святых обителей, храмов, земли всего, что принадлежало монастырям. Впереди вас ждет дальнейший созидательный подвиг, какой осуществляют все наши настоятели и настоятельницы монастырей.

В благословение Вам, дорогая матушка Серафима, я хочу вручить образ Рождества Христова, потому что мы встречаемся в период Рождественского поста и в преддверии Рождества Христова. Пусть Господь, принесший мир на землю, даст мир Вашей душе, благословение, силу и любовь! С этими мыслями придите в свою любимую обитель и продолжайте там свое монашеское делание.

Я представляю, что для матушки Маргариты не так легко сегодня вступать в управление этой обители по двум причинам. Во-первых, я думаю в ее сердце тревога о судьбе Казанской обители, где она первая начала при возобновлении монашеской жизни устройство этого монастыря. С другой стороны, она знает, какие труды ее ожидают. Но, с помощью Божией, дорогая матушка Маргарита, я думаю, Господь управит Ваше служение, и так, как Вы показали себя при возрождении Казанской обители, Вы продолжите здесь те ревностные труды, которые совершали и блаженнопочившая игумения Серафима, и матушка игумения Серафима, которая сегодня передает Вам управление этой обителью.

Конечно, по-человечески, очень трудно бывает расставаться, привыкать к переменам. Но я хочу одно только сказать: мы составляем единое братство и сестричество нашей епархии, и, вне зависимости от того, в каком месте это послушание проходит, мы связаны святым послушанием и монашеским деланием. И каждый не по своему характеру, не по своим обычаям управляет обителью, а по уставу, по сложившимся традициям и с благословения правящего архиерея. Поэтому я хотел бы сказать сестрам, что ничего не изменилось и не изменится в обители с заменой настоятельницы. Каждая остается при своих послушаниях. По-человечески, конечно, наши взаимоотношения будут сохраняться, и мы будем общаться в молитве. У нас есть обычай паломничества, есть обычай на праздник ездить друг к другу, все это будет продолжаться.

Я очень надеюсь, дорогая матушка игумения Маргарита, что то положение, которое обязывает в этом святом месте заниматься и восстановительной, и социальной, и просветительской деятельностью, поможет возрождать то, что было до закрытия монастыря. Вы должны будете учесть и новые возможности, которые открывает перед нами Господь.

Я думаю, что мы нуждаемся в увеличении насельниц в этой обители, потому что сестры, хотя и безропотно, и с большим усердием несут послушания, что я всегда отмечаю, но думаю, что надо порой давать и послабления, и отдых. У вас есть прекрасное подворье, где можно время от времени пребывать, когда утомляются душа и тело, и здесь, конечно, можно будет ослаблять послушание, когда монастырь увеличится числом насельниц. Я думаю, что сюда нужно принимать деятельных сестер, которые будут не только совершать молитвенное правило и богослужение, но и участвовать в реставрационных работах, и, особенно, в просвещении тех, кто приходит сюда и как турист, и как паломник, и как человек ищущий Бога.

Когда назначают людей, говорят об ответственности, о больших задачах, а человек, который принимает эти послушания, напоминает о своем недостоинстве и о своем убожестве. То, что Вы, дорогая матушка Маргарита, прошли путь созидания Казанской обители, свидетельствует о том, что Вы перенесете наработанный опыт и на этот монастырь. И, если Вы там с любовью относились к каждой сестре, то и здесь то же самое мы ожидаем от Вас, потому что в любой обители настоятельница и насельницы живут по принципу семьи, и настоятельница для сестер является матерью.

Сегодня одна из юных монахинь принимает на себя подвиг управления Казанского монастыря. Монастырь этот отдален от центра, от города Москвы, находится в сельской тиши, но там непочатый край трудов, потому что только часть колокольни и маленький новый корпус занимают монахини, остальная территория занята психоневрологическим интернатом, где проходят лечение больные люди. Думаю, что в скором времени состоится полная передача этого монастыря, и там предстоят большие труды по восстановлению обители. Сейчас налажены взаимоотношения монастыря с администрацией больницы, предусматривающие духовное окормление пациентов, это непомерный труд и подвиг.

Я также надеюсь, что увеличится число насельниц в Казанском монастыре, что Вы продолжите те героические труды, которые несла матушка Маргарита с первого дня возобновления там монашеской жизни. Я думаю, что все мы будем стараться помогать Вам, молиться о Вас, заботиться о возрождении обители, а Вы в своих трудах не унывайте. Не унывайте при неудачах, потому что не все от нас зависит. Порой Господь нам посылает испытания, а потом, когда мы разрешаем какие-то проблемы, исполняет неописуемой радостью наши сердца, и мы видим, что Господь и Царица Небесная никогда нас не оставляют!»

Владыка митрополит преподнес также в благословение и игумении Маргарите, и монахине Марии иконы Рождества Христова с молитвенными благопожеланиями.

Темы: митрополит Ювеналий, епископ Роман, монастыри,


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.