Поиск
Главная/Новости/2010/Декабрь/6/

Выступление митрополита Ювеналия перед педагогами Московской области в г. Троицке

Дорогая Лидия Николаевна,
Уважаемый Виктор Владимирович,
Досточтимые участники встречи!

Мне очень дорога возможность повстречаться сегодня с вами в ходе Московских областных Рождественских образовательных чтений, которые проводятся уже в восьмой раз и прочно вошли в календарь церковно-школьного сотрудничества в сфере просвещения и воспитания. Насколько я понимаю, здесь собрались классные руководители, то есть те педагоги, которые не только преподают какой-либо предмет, но и в полной мере вовлечены в воспитательный процесс со всеми его современными сложностями.

Хотелось бы в ходе нашей беседы остановиться на вопросе формирования нравственности школьника. Для начала можем обсудить, какие мы имеем для этого информационные ресурсы.

Прежде всего, это предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья», поскольку в рамках этих предметов учитель много обсуждает с учащимися такие вопросы как природа человека, его внутренний мир, отношения между человеком и Богом, Декалóг — десять заповедей Моисеевых и евангельское нравственное учение. Когда я говорю о том, что в очень многих образовательных учреждениях Московской области преподаются эти дисциплины, я каждый раз с благодарностью обращаю свой взор к нашему министру Лидии Николаевне. Именно благодаря ее инициативности, смелости и творческому подходу, мы видим сегодня столь широкое распространение обучения духовно-нравственным дисциплинам в Подмосковье.

Однако наличия учебно-методического пособия и урока в сетке часов, конечно, недостаточно для того, чтобы воспитательное воздействие материала состоялось. Тут-то на первый план и выходит личность учителя, который выступает перед детьми и как источник знаний (субъект педагогической деятельности), и как личность, усвоившая (или не усвоившая) в личном опыте обсуждаемые ценности, то есть показательный объект воздействия информации. И в том, и в другом случае, результаты могут быть различными. Одно дело, когда педагог заинтересован в предмете, сам переживает тему урока, поскольку она касается его лично. Другое, когда учитель преподает для галочки и сам при этом нисколько не затронут обсуждаемыми духовными и нравственными ценностями, о чем свидетельствует еще и своим поведением. Согласитесь, между предложенными двумя схемами развития событий огромная дистанция.

Не подумайте, что я хочу кому-то читать нотации. Просто мы живем в больном обществе, которое остро нуждается в помощи, прежде всего молодежь. Это только на первый взгляд они надо всем смеются, все хотят девальвировать. Если добраться до детской души, начать искренний разговор начистоту, то все будет выглядеть по-другому. А учебного материала, опираясь на который можно вести воспитательную работу, с избытком и за пределами уроков о православии. Достаточно сказать о великой русской литературе, которая взращена на ниве православной духовности.

Возьмем для примера такое замечательное произведение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, как роман «Капитанская дочка». Вы все прекрасно помните эпиграф, предварающий повествование: «Береги честь с молоду».

Что такое честь? Это внутреннее нравственное достоинство человека, благородство души и чистая совесть. Не библейское словоупотребление, где под честью понимается почитание, почет. Но пушкинское звучание этого слова, как показывает повествование и поведение героев, имеет непосредственное отношение именно к христианской нравственности.

Люди старшего поколения хорошо помнят, как нам объясняли, что Пушкин написал роман о борьбе крестьянских масс за освобождение против крепостничества. Такая тема действительно волновала великого писателя, но главным для него, как художника слова, конечно, было показать развитие человеческих характеров. И мы очень явственно видим тех, для кого любовь к ближнему, стремление защитить слабого, верность слову и присяге, доброта и милосердие, — не пустые слова, а высокие нравственные ценности, нарушение которых немыслимо. При этом не имеет никакого значения разноуровневое социальное положение героев, тут и дворянский сын Петр Гринев, и его крепостной Савельич, и семья капитана Миронова. Для них сохранение чести, как непременного свойства человека, сотворенного Богом и призванного ко благу, — абсолютно и непреложно. Это люди доброй совести, как пишет апостол Павел, но есть в романе и пример совести порочной (см. Ев. 10:22; 13:18).

И тут также нет классового союза: предатель, распутник, лгун и подлец Швабрин — дворянин, а вождь повстанцев Пугачев — простолюдин. Но их объединяет нечто. Что же это? Незнание того, что такое честь. Один готов на все ради удовлетворения низменных страстей и спасения своей жизни, а другой — зачинщик величайшего народного бедствия, виновник массового кровопролития. Оба они представляют тот тип личности, который к великому прискорбию впоследствии все более будет распространяться на Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал его — «человек-зверь».

Пушкин убедительно показывает, как сила добра, вера в силу правды дают нравственное превосходство и Гриневу, и Савельичу над Пугачевым, не решившимся с ними расправиться. Помните, как Гринев говорит вождю бунтовщиков, что «жить убийством и разбоем, значит клевать мертвечину», а тот посмотрел на него «с удивлением и ничего не отвечал». Так добро озадачивает зло своей внутренней мощью. Сказано в Библии: «В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли» (Прем. 15:5).

Я представил вам, уж простите, кратенькое сочинение по русской литературе. Здесь очень много есть чего обсудить с учащимися. Выскажу неприятную мысль: ведь вполне возможно, что среди них найдутся сторонники и Швабрина, и Пугачева. А нам надо помочь им обрести правильный путь в жизни, и в этом нам помощница великая русская литература.

Мы даже ввели в нашей Коломенской духовной семинарии предмет «Православие и русская литература», чтобы помочь начинающим священникам в будущей организации учебного процесса в приходских воскресных школах. Наше культурное наследие, пусть даже и неявно, но напитанное духом православия, является естественным помощником в деле воспитания и просвещения подрастающего поколения, которому принадлежит будущее России.

Мое сегодняшнее рассуждение в основном касалось русской литературы, однако неверным было бы умолчать о духовном источнике, из которого она питалась на протяжении веков. Знание внутреннего мира человека с наибольшей полнотой раскрыто в Библии и творениях святых отцов. К сожалению, еще не все в наши дни знакомы с этими поистине неисчерпаемыми источниками Божественной премудрости.

Но мы верим, что находимся лишь в начале большого, интересного и плодотворного пути, ведущего к духовному возрождению России. Мы закладываем основы для будущего. Плоды современной просветительской деятельности дадут о себе знать через годы, когда нынешние школьники, не отторгнутые от наследия православия как их родители, но наоборот усвоившие его, вступят в самостоятельную жизнь и будут строить ее на основах веры и благочестия.

Я благодарю всех вас за внимание, за то, что вы приехали на эту встречу. Надеюсь, что сегодня состоится взаимополезный обмен мнениями.

В заключение хочу пожелать вам благоприятного течения Рождественского поста и, заглядывая в будущее, поздравляю с грядущим праздником Рождества Христова и Новолетием.

Темы: митрополит Ювеналий, Рождественские чтения, образование, доклады

Вам может быть интересно

28 декабря
XXIII Рождественские образовательные чтения в Зарайске
28 октября 2025 г., в МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Зарайска, состоялось торжественное открытие муниципального этапа XXIII Рождественских обра...
16 декабря
Закрытие XXIII Московских областных Рождественских образовательных чтений в Щёлкове
16 декабря в школе №14 городского округа Щёлково прошло торжественное закрытие XXIII Московских областных Рождественских образовательных чтений на тем...
6 декабря
Юбилей кадетской школы-интерната города Фрязино
6 декабря кадетская школа–интернат с первоначальной лётной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина отметила 25-летие со дня о...
11 декабря
65-летие детского сада №18 «Росинка» города Щёлково
11 декабря детский сад №18 «Росинка» компенсирующего вида города Щёлково отметил 65-летие со дня основания. Коллектив работников учреждения ...
5 декабря
Закрытие Рождественских образовательных чтений в Балашихинской епархии
5 декабря в средней школе №14 города Электрогорск состоялось торжественное закрытие Рождественских образовательных чтений Балашихинской епархии. ...
10 декабря
Рождественские чтения в Раменском благочинии
10 декабря в Методическом центре «Раменский дом учителя» прошёл основной этап муниципальных Рождественских чтений на тему «Просвещение и нравственност...
15 декабря
В Дубне прошла конференция «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени»
15 декабря 2025 года в «Доме учителя» в Дубне прошла конференция на тему «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени». Форум...
15 декабря
Встречи со студентами Государственного социально-гуманитарного университета
15 декабря в библиотеке Государственного социально-гуманитарного университета в рамках Рождественских чтений между студентами университета и Коломенск...
16 декабря
Посещение священником Коломенского аграрного колледжа
10 и 16 декабря ответственный за религиозное образование и катехизацию в Коломенских благочиннических округах иерей Димитрий Шаповалов посетил Коломен...
22 сентября
В Новодевичьем ставропигиальном монастыре Москвы прошли торжества по случаю 90-летия митрополита Ювеналия (Пояркова)
22 сентября 2025 года, в день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы, в день своего 90-летнего юбилея, митрополит Ювеналий (Поярков) возглавил Бо...
22 сентября
Патриаршее поздравление митрополиту Ювеналию (Пояркову) с 90-летием со дня рождения
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Ювеналия (Пояркова) с 90-летием со дня рождения. Преосвященно...
22 июня
"Связь поколений и духовное наследие": интервью с митрополитом Ювеналием (Поярковым)
Съемочная группа программы "Русский мир" телеканала "СПАС" побывала в гостях у старейшего архиерея Русской Православной Церкви - митрополита Ювеналия....
24 мая
В день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
24 мая 2025 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Бож...
8 мая
В канун 80-летия Победы Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены
8 мая 2025 года, в канун 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизв...
21 августа
Актуальные аспекты церковно-государственного партнерства в сфере воспитания и образования детей и молодежи
18 августа 2022 года Патриарший наместник Московской митрополии, ректор Российского православного университета митрополит Крутицкий и Коломенский Паве...
23 мая
Научно-практическая конференция «Путешествие по святым местам родного Подмосковья» в Серпухове
23 мая в средней школе №16 города Серпухова состоялась традиционная научно-практическая конференция «Путешествие по святым местам родного Подмосковья»...
20 октября
III Областная конференция «За нравственный подвиг учителя»
20 октября в Московском государственном областном университете состоялась III областная конференция «За нравственный подвиг учителя», посвященная вопр...
9 апреля
Выступление первого заместителя председателя Правительства Московской области Л. Н. Антоновой на встрече классных руководителей в Зарайске
Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый Владыка Ювеналий! Уважаемый Андрей Васильевич! Уважаемые участники встречи! Нашу традиционную встречу,...
9 апреля
Выступление митрополита Ювеналия на встрече с классными руководителями в Зарайске
Дорогая Лидия Николаевна, уважаемая Марианна Юрьевна, уважаемый Андрей Васильевич! Возлюбленные братья и сестры! Приятно, что наша встреча проходит ...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.