Поиск
Главная/Новости/2013/Январь/7/

Великая вечерня в Храме Христа Спасителя

Вечером 7 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; викарии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Московской епархии; представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси — митрополит Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь), архиепископ Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь), епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь), архимандрит Стефан (Диспиракис) (Иерусалимская Православная Церковь), протоиерей Алексий Ющенко (Православная Церковь Чешских земель и Словакии).

Предстоятелю Русской Церкви сослужили также протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; игумен Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского областного епархиального управления; настоятели ставропигиальных монастырей; духовенство г. Москвы.

За богослужением молились настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы протопресвитер Матфей Стаднюк, председатель Синодального информационного отдела В. Р. Легойда, игумении женских ставропигиальных монастырей, священнослужители Москвы, члены приходских советов столичных храмов, сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, москвичи и гости столицы.

Во время богослужения из алтаря было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию приснопамятного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя для особо торжественных праздничных богослужений. Евангелие выносится лишь дважды в год: на великую вечерню в праздник Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню.

По окончании богослужения от имени всей полноты Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с праздником Рождества Христова:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец, позвольте от лица Священного Синода, от всей полноты Русской Православной Церкви, от верных чад ее в отечестве и в рассеянии сущих и от представителей святых поместных православных Церквей при Вашем патриаршем престоле горячо и сердечно поздравить Вас с великим праздником Рождества Христова!

Во время Рождественского поста святая Церковь постоянно обращалась с дивным песнопением: „Христос рождается славите“! Эти призывы святой Церкви отражались в наших сердцах, и в сознании вставал образ святой Руси, в которой в течении более 1000 лет остались неизгладимые следы веры Христовой: в истории, культуре и сердцах людей. На период Вашего Первосвятительского служения выпала историческая миссия — научить обезбоженное общество в нашей стране подлинному счастью и, как завещали оптинские старцы, научить людей „молится, верить, любить, терпеть и прощать“. С этой миссией неразрывно связаны все Ваши Первосвятительские призывы. Архипастыри, пастыри, монашествующие и активные верные чада Русской Православной Церкви стремятся всей душой исполнить тоже эту святую миссию. Все это как дар мы приносим к ногам новорожденного Спасителя мира.

Позвольте горячо и сердечно пожелать Вам, Ваше Святейшество, во всем благого поспешения, успехов в этой святой миссии и примите от любящих наших сердец эти благоухающие розы и пусть Господь хранит Вас на многая, благословенная и благая лета!»

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с великим мироспасительным праздником Рождества Христова.

Вы только что сказали, Владыка, что вера в Господа и Спасителя, принятая нашим народом, оставила глубокий след — настолько глубокий, что все потрясения, имевшие место на просторах нашего исторического Отечества, все искушения и соблазны неспособны были искоренить веру. То же самое можно сказать о всем мире, о христианской цивилизации. Возникает вопрос: а почему это имело место? Ответ мы находим только в уникальности того евангельского послания, которое Христос принес людям. Рождение Господа и Спасителя мира было поворотным моментом в истории рода человеческого. Те, кто пытается социологически или иными способами выяснить, в чем же заключается этот поворот, не могут объяснить или хотя бы оценить последствия этого поворота. То, что принес в мир Спаситель, невозможно рассмотреть, применяя способы изучения, которые использует наука или человеческий опыт, потому что переворот произошел в глубине сознания людей, в тайниках духовной жизни.

Собственно, чем же послание Спасителя отличалось от Ветхого Завета? Чем оно отличалось от других религиозных традиций, ведь все традиции подчеркивают приоритет духовного над материальным? И у Спасителя содержится тот же самый призыв, поэтому те, кто сравнивает религиозные традиции, иногда говорят, что ничем особенным христианство не отличается. Но мы точно знаем, и это ведение укоренено в истории Церкви, что произошел действительно коренной поворот в развитии всей человеческой семьи. Потому что Господь Иисус Христос не только принес мощное послание, обращенное к сознанию людей, о необходимости изменить жизнь. Он не только обличил формализацию тех религиозных истин, которые были открыты в Ветхом Завете. Он не только призвал своих последователей жить в соответствии с верой и подчеркнул важность дел, а не слов и обрядов. Он сделал еще нечто, что отличает Его послание от любого другого слова, которое обращалось к людям, призывая их к совершенствованию. Господь Иисус Христос в личности Своей соединил Божественное и человеческое, и через это соединение ввел людей в соприкосновение с жизнью Божественной. Если в Ветхом Завете исполнение заповедей было делом только человека, требовало только его сил, — а нет сил, так нет и исполнения заповедей,-то через пришествие в мир Спасителя мы получили доступ к Божественной силе, которую именуем благодатью.

И мы не одиноки, мы не просто рабы Божии — мы Божии друзья, как Он Сам об этом говорил. Через Христа Сам Бог разделяет с нами Свою силу, Свою энергию. И потому исполнение заповедей, жизнь в соответствии с законом Божиим является не только нашим делом — Господь с нами соучаствует в этом делании. Именно поэтому произошел радикальный поворот в жизни человеческой семьи: Бог вошел в плоть и кровь, в ткань человеческой истории.

Мы не одиноки, мы не преданы самим себе, мы можем уповать не только на свои силы, но в первую очередь на силу Божию, которая реально совершается в нашей немощи, в наших человеческих поступках, которая способна преобразовать нашу личную жизнь и пространство вокруг нас. И если бы не было этого переворота, если бы не было этой глубокой борозды, глубокого следа, то ничего бы не осталось от нашей христианской веры за две тысячи лет гонений, притеснений, попыток полного уничтожения, попыток посеять смуту, ереси, расколы, столкнуть Церковь с государством, с могущественными силами, подставить под удар. И ведь так происходило, и удары наносились! Чего только стоит наша Отечественная история в XX веке, символом которой стал разрушенный Храм Христа Спасителя, в котором мы чудом Божиим сегодня вместе молимся Господу в день Его Рождества.

Какой же силой рухнули оковы? Это что, мы так все вместе поднапряглись? Какой силой в эпоху глубочайшего экономического кризиса и бедности за пять лет вознесся к небу этот самый собор? Можно перечислить множество событий, которые необъяснимы с человеческой точки зрения, — как мы не можем объяснить с человеческой точки зрения прекращения в один день всякого притеснения Церкви и всякой борьбы с религией, как мы не можем объяснить с человеческой точки зрения победы в страшной Великой Отечественной войне, когда мы были буквально в считанных днях от полного поражения. Но враг не прошел, остановился, а потом и потерпел сокрушительное поражение, во много превосходя нас силой. И можно привести еще много примеров этого присутствия Божиего в человеческой истории.

Мы знаем, что многие люди не видят этих следов и пытаются своим человеческим разумом, своими критериями, своей методологией объяснять эти чудеса, но до конца объяснить не могут, а потому расходятся друг с другом, спорят, дискутируют, не соглашаются, иногда на основе этих несогласий создают политические партии, строят свои политические программы. У нас, людей Церкви, другой взгляд на историю, на прошлое, на настоящее и на будущее. Мы знаем, что переворот — радикальный переворот — в жизни человеческой семьи произошел, но Бог никого не неволит. Он никого не заставляет увидеть то, что Он совершил в истории нашей, в истории рода человеческого через воплощение Сына Своего и Бога нашего.

Но когда открывается нам в глубине нашего религиозного опыта это видение, какой же силой наполняет оно человека! А разве без этого могли выдержать страшные гонения, испытания наши блаженнопочившие предшественники, мученики и исповедники Отечества нашего?

Иногда (особенно это бывает во времена кризисные, неспокойные) люди задумываются о будущем. Вот и в минувшем году поднялась какая-то истерика, связанная с концом света. Все это могло волновать только людей, лишенных того взгляда на историю, о котором я сейчас говорю. Мы знаем, когда произойдет конец света. Он не произойдет ни от какого столкновения Земли с астероидом, ни от какого катаклизма. Он произойдет тогда, когда зла в мире будет больше, чем добра, когда будет разрушен и попран Божественный закон общежития, когда зло будет нарастать, подобно цепной реакции в ядерном реакторе, когда никакими регулирующими факторами невозможно будет погасить этой реакции, нагнетающей зло до бесконечности. Вот тогда и произойдет взрыв, потому что общество перестанет быть жизнеспособным.

Имея это видение и зная причины конца света, мы призваны как Церковь Божия, как носители этого ведения, делать все для того, чтобы Божий закон, нравственный закон жизни сохранялся в роде человеческом. Никогда не было просто говорить людям, что есть добро, а что — зло. В наше время это особенно трудно, потому что стираются границы между добром и злом. Иногда мощный информационный поток обрушивает это смешение на сознание людей, особенно молодых, которые, полностью подхваченные вихрем этого информационного потока, теряют всякую ориентацию в жизни, теряют систему координат, не понимают, где право, где лево, где добро, где зло, где правда, а где ложь, становясь легкой добычей манипуляторов человеческой истории, тех, кто это забвение, кто эту круговерть хотел бы использовать для своих личных или корпоративных, идеологических, политических целей. Именно поэтому, провозглашая правду Божию, мы всегда входим в соприкосновение с той реальностью, которая будет бороться с нашим словом.

Каким же должен быть наш подход к свидетельству, что призваны мы нести? Каким должно быть наше внутреннее чувство по отношению к тем, кто не просто не согласен, а кто активно желает нашего поражения? Только один подход. И те, кто принимает Христа, и те, кто Его отвергает, — дети Божии. Ради всех Он пришел, чтобы все обрели спасение, а это значит, что наше провозглашение Божией правды всегда должно держать дверь открытой для тех, кто захочет прийти и вместе с нами служить Господу. Это означает, что наше слово и наше дело должно быть исполнено тем, что Сам Христос назвал высшей ценностью, — любовью.

Событие Рождества Христова, помогая нам лучше видеть смысл происходящего в истории, помогая нам лучше сознавать предназначение Церкви, одновременно учит нас любви. Вот почему праздник Рождества Христова есть праздник любви Бога к человеку, есть праздник провозглашения любви как высочайшей ценности. Примем это Божественное послание в свои сердца и будем служить делу, которое является самым святым, самым почетным и самым важным, — делу спасения рода человеческого.

Сегодня в этом храме вместе с большим количеством верующих людей, которых так радостно видеть, — и молодых, и пожилых, и людей среднего возраста, — молится духовенство, и по обыкновению, когда мы все собираемся вместе, я обращаю слова в адрес нашего московского духовенства. „Духа не угашайте“ (1 Фес. 5:19). Чувство святыни, страх Божий пусть всегда присутствует в вашем сердце, потому что дело, которое вы делаете, имеет решающее значение для спасения многих людей.

Я благодарю Преосвященных Владык, священнослужителей города Москвы, за труды, понесенные в прошлом году, и надеюсь, что и в году предстоящем мы как поместная Церковь первопрестольного града будем совершать свое служение во славу Божию. Аминь.»

В заключение Святейший Патриарх Кирилл по традиции принял поздравления с праздником Рождества Христова от архиереев, священнослужителей и мирян.

По материалам сайта Московской Патриархии

Темы: Святейший Патриарх Кирилл, епископ Тихон, митрополит Ювеналий, епископ Роман, епископ Николай, Рождество Христово, епископ Константин,


Вам может быть интересно

16 декабря
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось Епархиальное собрание г. Москвы
16 декабря 2025 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и ...
15 декабря
Архиерейское богослужение в Богородицерождественском храме села Анискино
15 декабря епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай совершил Божественную литургию в Богородицерождественском храме села Анискино Лосино-Петро...
14 декабря
Архиерейское богослужение в храме преподобного Саввы Сторожевского микрорайона Заря
14 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай совершил Божественную литургию в храме преподобного Саввы...
16 декабря
Интервью епископа Николая для проекта «Редколлегия»
В рамках рабочей поездки в Читу 29-30 октября главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай при...
28 ноября
Состоялось наречение архимандрита Мелитона (Зыбина) во епископа Нижнетагильского, архимандрита Алексия (Куклева) во епископа Вяземского и архимандрита Варнавы (Снытко) во епископа Великолукского
28 ноября 2025 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы Святейший ...
19 ноября
Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание XXVII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг»
19 ноября 2025 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством главы Всемирного русского н...
22 сентября
В Новодевичьем ставропигиальном монастыре Москвы прошли торжества по случаю 90-летия митрополита Ювеналия (Пояркова)
22 сентября 2025 года, в день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы, в день своего 90-летнего юбилея, митрополит Ювеналий (Поярков) возглавил Бо...
22 сентября
Патриаршее поздравление митрополиту Ювеналию (Пояркову) с 90-летием со дня рождения
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Ювеналия (Пояркова) с 90-летием со дня рождения. Преосвященно...
22 июня
"Связь поколений и духовное наследие": интервью с митрополитом Ювеналием (Поярковым)
Съемочная группа программы "Русский мир" телеканала "СПАС" побывала в гостях у старейшего архиерея Русской Православной Церкви - митрополита Ювеналия....
26 января
Рождественский концерт в Казанском храме поселка Радужный г. о. Коломна
26 января в Казанском храме поселка Радужный состоялся Рождественский детский концерт. Воспитанники воскресной школы представили рождеств...
24 января
«По следам Рождества» в Долгопрудненском благочинии
24 января учащиеся Воскресной школы храма Преображения Господня г. Долгопрудный в рамках городских святочных мероприятий «По следам Рождества…» выступ...
15 января
Рождество Христово в 1-м Воскресенском благочинии
7 января в праздник Рождества Христова в храмах 1-го Воскресенского благочиннического округа прошли торжественные богослужения. В дни празднования так...
23 февраля
В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у стен Московского Кремля
23 февраля 2024 года, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Алек...
18 февраля
Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троицком храме подмосковного Реутова и возглавил хиротонию архимандрита Ермогена (Корчукова) во епископа Туранского
18 февраля 2024 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Балашихинскую епархию Московской митроп...
12 февраля
Престольный праздник Трёхсвятительского храма Коломенской духовной семинарии
12 февраля 2024 года, в праздник собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Крутицк...
12 июля
Архиерейское богослужение в день тезоименитства митрополита Крутицкого и Коломенского Павла
12 июля 2023 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел возглавил Боже...
18 июля
Божественная литургия в Троице-Сергиевой лавре
18 июля, в день памяти обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественн...
11 апреля
Постриг в Екатерининском мужском монастыре
11 апреля по благословению митрополита Ювеналия епископ Видновский Тихон совершил постриг в схиму в Екатерининском соборе Екатерининского мужского мон...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.