29 ноября митрополит Ювеналий принял участие в заседании круглого стола «Совершенствование государственно-конфессиональных отношений в России в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации», посвященного 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и 100-летию Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.
В круглом столе, организованном Российской ассоциацией защиты религиозной свободы в «Президент-отеле», приняли участие общественные и религиозные деятели, члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, представители органов государственной власти, ведущие эксперты.
На заседании обсуждались актуальные вопросы правового регулирования, реализации свободы совести в контексте антиэкстремистского законодательства, взаимодействия религиозных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления, регулирования земельных и имущественных отношений религиозных объединений.
Митрополит Ювеналий выступил с докладом на тему «Церковь и право в России XX-XXI вв.».
Уважаемые участники круглого стола!
Наша сегодняшняя встреча приурочена к двум датам отечественной истории, каждая из которых по-своему имеет огромное значение как для истории Церкви, так и ее современного бытия.
Ставшее результатом революционных событий принятие декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви имело трагические последствия. Дело в том, что, издав вышеназванный акт, советская власть отнюдь не заняла по отношению к Церкви нейтральную позицию. Напротив, были развернуты не прописанные законодательно, но зато политически мотивированные гонения на веру, сопоставимые по размаху только с первыми веками христианства.
Множество священнослужителей, монашествующих и мирян были подвергнуты жесточайшим репрессиям, брошены в заключение и убиты на основании неправосудных приговоров. Являющиеся культурным достоянием нашего народа храмы, иконы и церковная утварь в большинстве случаев были варварски разграблены или уничтожены. Юридический статус религиозных организаций отличался неопределенностью, позволявшей властям по своему произволу ограничивать их деятельность и оказывать на них давление.
О масштабах этого бедствия можно судить на примере Московской епархии, которой я управляю. На территории Подмосковья несмотря на весьма деятельные усилия по восстановлению монастырей и храмов, имевшие место в последние 25 лет, к 2015 году оставалось 253 церкви, стоящих в руинах. Для незамедлительного их спасения мною совместно с губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым был создан Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь.
На территории нашей епархии пострадали за веру 550 человек, которые прославлены Церковью как новомученики и исповедники ХХ века.
Декрет столетней давности ставил целью установление в России светского государства. Однако, дальнейший ход истории показал, что политика советского государства была направлена на борьбу с религией вплоть до намерений ее полностью уничтожить, не считаясь ни с каким законодательством.
В этой связи следует отметить, что кардинальный перелом в отношениях государства и религии в России был зафиксирован в принятой четверть века тому назад Конституцией Российской Федерации. В своей 28 статье она гарантирует свободу совести и вероисповедания, включая право выбора веры, а также распространения знаний о ней. Положения основного закона конкретизирует Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Таким образом, в нашем современном государстве имеется конституционно-правовая база, обеспечивающая религиозную свободу в условиях гражданского общества.
Это обстоятельство создает необходимые предпосылки для того, чтобы в условиях свободы Церковь могла беспрепятственно развивать все от века ей присущие традиционные направления общественного служения, в том числе просветительское и социально-благотворительное.
Сегодня в России государство и Церковь, а также школа и Церковь имеют возможность осуществлять соработничество в духе взаимоуважительного и конструктивного диалога.
Для примера привлеку ваше внимание к опыту Московской епархии. На протяжении почти двух десятилетий взаимодействия с областным Министерством образования у нас сформировалась система подготовки педагогов по духовно-нравственным дисциплинам и создан комплекс учебно-методических пособий для всех возрастов обучения, которое осуществляется на добровольной основе, по выбору. Таким образом, две самостоятельные структуры – Церковь и школа – вносят каждая свой вклад ответственное и общественно важное дело воспитания подрастающего поколения в духе отечественных традиций.
Можно привести и много других примеров. Так, в масштабах всей области каждую осень проводится благотворительная акция помощи «Согреем детские сердца», осуществляемая в рамках тесного взаимодействия наших благочиний и органов социальной защиты. Духовенство и верующие участвуют во многих проектах помощи медицинским учреждениям, в том числе многие годы – в регулярных акциях по собору крови для детей, страдающих онкологическими заболеваниями.
Все это является отражением того, религиозная свобода, не только гарантирована законом, но и практически осуществляется в жизни нашего общества. Это позволяет Церкви, с одной стороны, независимо и всесторонне развивать свое служение, а, с другой, - вносить свой вклад в решение стоящих перед страной задач и трудиться на благо нашего народа.
Спасибо за внимание.