26 ноября в рамках XVIII Московских областных Рождественских образовательных чтений в Московской областной Думе состоялась конференция, посвященная теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».
Заседание возглавил председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов. В работе конференции приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин, председатель комитета Московской областной Думы по вопросам образования, культуры и туризма О.А. Рожнов, депутаты Московской областной думы, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, представители муниципалитетов, Московского областного молодежного парламента, Палаты молодых депутатов при Московской областной Думе, представители образовательных организаций Московской области.
Мероприятие прошло с использованием дистанционных технологий.
Председатель Московской областной думы И.Ю. Брынцалов открыл заседание и выступил с приветственным словом.
Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий:
«Уважаемый Игорь Юрьевич! Дорогие участники сегодняшней встречи!
Мне очень приятно иметь возможность обратиться к Вам сегодня, как к добрым друзьям. Многомиллионную Московскую епархию связывают с Московской областной думой многолетние отношения взаимоуважительного сотрудничества. Должен с удовлетворением отметить, что наше соработничество неизменно носит конструктивный и общественно полезный характер.
Тема нынешнего обсуждения в рамках XVIII Московских областных Рождественских образовательных чтений связана с личностью русского святого – благоверного великого князя Александра Невского. Годы его земной жизни приходятся на первую половину XIII века, исключительно сложную и трагическую для Руси.
Раздробленность государственной воли имела следствием длительное подчинение Орде, языческой силе, пришедшей с Востока и преследовавшей в первую очередь цель использование богатств нашего Отечества. Захватчики при этом не подвергали гонениям Русскую Церковь, что давало возможность нашему духовенству окормлять и духовно укреплять свою паству.
С Запада от Тевтонского ордена, поддерживаемого римскими папами, а также от скандинавских и прибалтийских властителей происходила угроза не только политико-экономического, но и духовного порабощения. Вооруженный напор крестоносцев, перемежавшийся с дипломатическими усилиями Рима, был направлен на то, чтобы православные приняли католичество и полностью подчинились внешнему управлению.
Вот в таком историческом контексте перед нами выступает фигура великого князя Александра Невского. Ему приходилось вести сложную внутриполитическую и дипломатическую борьбу, упоминаемую в летописях, чтобы с Отечеством не случилось чего худшего.
Великий князь Александр был прославлен Церковью как святой чудотворец при святителе Макарии Московском на Соборе 1547 года. Стало всенародным почитание его честных мощей, первоначально пребывавших во Владимире в Богородицерождественском монастыре. Император Петр I избрал своего великого предка небесным покровителем новой столицы Санкт-Петербурга, и в 1724 году мощи были перенесены в специально построенный монастырь, ныне именуемый Александро-Невской лаврой.
Память о святом отражена как в его «Житии», так и в бесчисленном множестве научных и просветительских изданий.
Сегодня, не вдаваясь в детали, можно обобщая свидетельствовать, что главными подвигами его были крепкое стояние в православной вере и, как сказал историк Сергей Михайлович Соловьев, «соблюдение Русской земли». Эти два великих делания тесно взаимосвязаны. Именно Православная Церковь в годы раздробленности и иноземного ига призывала народ к единению, к преодолению внутренних разделений, а также вдохновляла своих чад в несении скорбей и укрепляла в надежде на будущее освобождение. Поэтому деяния великого князя и воспринимались в веках как не только патриотические, но, в первую очередь, угодные Богу.
Что значит имя древнего благоверного князя для наших современников, для людей XXI века? Почему при общественном опросе он был избран несколько лет назад символом России? Думается, что святой Александр Невский символизирует героическое и в то же время смиренно-молитвенное принятие исторической судьбы нашего Отечества. Мы одновременно обращены и на Восток, и на Запад, наше величие и неизмеримые богатства являются предметом вожделения для многих сил извне, наша приверженность Святому Православию и по сей день многим не дает покоя. Но молитвами святого князя Александра стоит и будет стоять в веках Русская земля, укрепляясь некогда произнесенными им словами: «Не в силе Бог, но в правде».
Хочу выразить надежду, что в наступающем году, когда будет праздноваться 800-летие святого Александра Невского в нашем Подмосковье, совместными усилиями Церкви, законодателей и правительственных учреждений будет сделано многое для увековечения в памяти людей этого выдающегося сына Русской земли.
В заключение позвольте поздравить Вас с приближающимся праздником Рождества Христова и Новолетием, пожелать здравия и долголетия. Господь да благословит Ваши труды на благо нашего Отечества!
Спасибо за внимание».
Вниманию участников и гостей конференции были представлены доклады депутата Московской областной Думы, профессора, доктора исторических наук А.Б. Мазурова «Особенности исторической памяти об Александре Невском», доктора исторических наук, профессора А.С. Усачева «Александр Невский в истории и культуре эпохи образования Русского государства», настоятеля храма прп. Саввы Сторожевского г. Балашихи священника Димитрия Огнева «Святой Александр Невский: государственный деятель и многодетный отец», преподавателя Коломенской духовной семинарии священника Петра Галанюка «Не в силе Бог, а в правде! Нравственный императив Александра Невского и современная Россия».
Итоги конференции подвел председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов.
Темы: митрополит Ювеналий, администрация Московской области, Рождественские чтения, Отдел религиозного образования, муниципальные власти