Как юноше содержать в чистоте путь свой?
— Хранением себя по слову Твоему.
(Пс. 118:9)
Среди множества иконографических сюжетов, связанных как с темой праздников, так и с событиями из жизни угодников Божиих, изображений молодых людей немало. При этом достаточно часто можно встретить сюжеты, связанные с трудом, учением, молитвой, и сравнительно редко — сюжеты, связанные с проведением досуга. На миниатюрах лицевой Библии 1888 г., хранящейся в Российской государственной библиотеке, эпизоды из жизни пророка Аввакума: совсем юные строители, пахари, жнецы. Одно из типичных житийных клейм — «Приведение во учение»; будущий угодник Божий изображается в момент приведения его для обучения, нередко этот эпизод содержит подробности, наглядно показывающие, как происходил процесс обучения — конечно, не во время жизни святого, а тогда, когда писалась икона. Интересны и сюжеты, связанные с участием юношей в богослужении. На миниатюре из Толкового Апокалипсиса XVII в. (РГБ) изображены юный пономарь, звонящий в колокола на звоннице, и посошник, несущий архиерейский посох.
Учение, молитва, труд — вот что встречаем мы чаще всего на иконах применительно к молодежи. Но значит ли это, что в жизни святых с самой ранней юности не было места отдыху, веселью, радости?
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд… (Еккл. 11:9). Если даже Премудрый проповедник счел важным упомянуть свойственные юности радость и веселие — с оговоркой, чтобы при этом страха Божия не терять,-то можно с уверенностью говорить о том, что определенное легкомыслие молодежи было свойственно всегда. Не случайно тот же Соломон о задачах другого своего творения говорит: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность… (Притч. 1:1–4).
Ошибки, грехи молодости — грехи по неведению — для молодежи были типичны во все времена. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (Пс. 24:7), — каялся Господу Псалмопевец; Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей (Иов. 13:26), — сокрушенно восклицал праведный Иов.
Глубина падения неразумного юношества бывала подчас очень велика. Вот как описал премудрый Соломон типичную картину падения — утрату целомудрия неопытным молодым человеком: Однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь близ угла её и шедшего по дороге к дому её, в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке. И вот — навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная… (Притч. 7:6–11). Беззаконие имеет свойство преумножаться. С какой скорбью говорит пророк Исайя о времени, когда о юношах его не порадуется Господь, когда юноша будет нагло превозноситься над старцем (Ис. 3:17, 5)!
Удержать юношу от грехопадения, наставить в благочестии — задачи воспитания, решить которые без наказания мало реально. Об этом вполне определенно говорит пророк Соломон: Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Притч. 22:6); Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит её от него (Притч. 22:15); Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (Притч. 23:13,14).
Но, конечно, не только розги имела в своем воспитательном арсенале Церковь; физическое наказание при всей его простоте и доступности никогда не было главным воспитательным средством. Очень важным в воспитании подрастающего поколения всегда считалось создание положительного образа, в том числе — средствами иконографии.
Главная цель иконы — участие в домостроительстве нашего спасения. Воспитательная роль иконы заключается не в натуралистическом отражении реальных картин жизни изобразительными средствами, а в показе молящемуся пред иконой красоты реалий горнего мира; вспомним слова апостола: Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3:18). Но чтобы человек имел намерение «преобразиться в тот же образ», этот образ должен быть привлекательным и желанным. О том, какие образы предлагает молодежи Церковь, будет сказано ниже, а сейчас — несколько слов о том, за что следовало бы, по слову Евангельскому, повесить мельничный жернов на шею и потопить во глубине морской (ср.: Мф. 18:6).
В системе ценностей молодежи одним из наиболее привлекательных свойств человеческого бытия является свобода, которая в данном случае понимается как возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего понуждения. Согласно одному из положений постмодернистской философии, духовная свобода человека предполагает поиск её образа, но зависимость от образов делает человека вновь несвободным. На практике это приводит к тому, что молодежи через тотальное воздействие СМИ предлагается некий образ «свободного» человека, вся свобода поведения которого сводится к праздному проведению времени и неограниченному потреблению товаров или услуг, открыто или опосредованно предлагаемых теми же СМИ. Даже самая «раскрученная» звезда
Можно сказать, что сама формула понятия свободной личности претерпела следующие изменения: от «я — это то, что я думаю» через «
Русская Православная Церковь решительно возвышает свой голос против законодательной и общественной поддержки различных пороков — например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия, против возведения в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, экспериментов, меняющих природу человека, и тому подобного.
Церковь предлагает совсем иное, нежели в современной теории прав человека, понимание свободы. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года (далее — «Основы»), подчеркивается, что свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. Церковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора, считая, что подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету есть нарушение порядка, установленного Богом.
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5:13) — эти слова апостола Павла содержат ключевое для христианского понимания свободы слово — любовь. Именно любовь, любовь жертвенная, является залогом того, чтобы свобода не послужила соблазном для немощных (1 Кор. 8:9). С наибольшей наглядностью это открывается в житиях святых. В иконографии святых, особенно в житийных клеймах икон, можно найти немало примеров того, как молодой человек свободно избирает путь Христов, порабощает свою волю Христу, оставаясь при этом свободным: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17).
Вот характерный эпизод из жития преподобного Никона, отраженный в житийных клеймах иконы другого преподобного — Афанасия Высоцкого, второго игумена Серпуховского Высоцкого монастыря. В юные годы Никон, желая посвятить себя иноческим подвигам и спасению души, пришел в Троицкую обитель и просил преподобного Сергия Радонежского принять его в братию монастыря. Но преподобный Сергий отправил юношу «во град Серпухов, в монастырь на Высокое» к своему ученику Афанасию, говоря, что именно он сподобит Никона ангельского образа и научит монашеской жизни.
С радостью встретил преподобный Афанасий посланника великого игумена земли Русской, но, видя юный возраст Никона, увещевал его не спешить с принятием монашеских обетов. Испытав решимость намерений Никона и удостоверившись в его призвании, авва Афанасий принял Никона в число братии монастыря и вскоре облек его в иноческий образ [6].
Свободный выбор спасительного пути часто становился сюжетом в житийных иконах. Это — тот положительный образ, который Церковь всегда предлагала юношеству наряду с сюжетами обучения, молитвы, трудовой деятельности. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, цель жизни человека заключается в уподоблении Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека. Этот процесс раскрытия в человеке образа Божия — обожение — и стремились изобразить иконописцы в житийных иконах.
Здесь нет попытки создания некоего «собирательного образа», характерного для реалистического секулярного искусства. Иконный образ всегда восходит к конкретному первообразу,
Какой бы образ юности ни встречался нам в памятниках иконографии, это всегда образ положительный — будь то беседующий с учителями в Иерусалимском храме юный Христос на
Но, как подчеркивается в «Основах», «обретение свободы от греха невозможно без таинственного соединения человека с преображенной природой Христа, которое происходит в Таинстве Крещения (Рим. 6:3–6; Кол. 3:10) и укрепляется через жизнь в Церкви — Теле Христовом» (Кол. 1:24).
Священное Писание говорит и о необходимости собственных усилий человека для освобождения от греха: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). О том же свидетельствует практический опыт великого сонма святых мужей и жен, подвизавшихся духовным подвигом и подтвердивших возможность преображения жизни каждого человека» («Основы» II.1).
Но вернемся к вопросу, поставленному в самом начале нашей заметки: разве в жизни святых не было места радости и веселью? Вспомним царя Давида, пустившегося в пляс «пред сенным ковчегом», вспомним радость и веселье народа Божия, избавившегося от египетского зла; вспомним, наконец, притчу Спасителя о блудном сыне — там о веселье говорится неоднократно (Лк. 15:23–32). Радость и веселие — не грех, а высшая форма богопочитания; первым словом, которое услышали от Воскресшего Христа
Апостол Иаков в своем Соборном послании призывает: Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5:13). Значит, есть некоторые рекомендации к тому, как следует радоваться. Пение псалмов, конечно, не следует понимать узко, как только прочтение нараспев текстов богодухновенной Псалтири. «Формат» радостного псалмопения гораздо шире. Вполне наглядно это доказывают иконографические сюжеты, связанные с Псалмопевцем. Особенно интересны миниатюры древних рукописных Псалтирей.
Изящная миниатюра XVIII в. из лицевой Псалтири, хранящейся в РГБ, озаглавлена: «Царь Давид составляет Псалтирь». На миниатюре — дивный оркестр, где представлены все возможные музыкальные инструменты: разного рода струнные, ударные, духовые. Сам Псалмопевец — «начальник хора» — уже в возрасте, под короной у него — седые кудри. Но все, кто окружает его, — молоды: и Соломон, и все музыканты. Кажется, изображено то мгновение, когда дирижер этого оркестра сам ударит по струнам, мелодию подхватят все музыканты, польется прекрасная музыка — и рассеются враги, убегут от лица Божия ненавидящие Его, а праведники возвеселятся, возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости (ср.: Пс. 67:4).
Ещё одна, не менее выразительная библейская миниатюра (нач. XVI в., БАН) показывает танцующих под звуки Псалтири юношей; они и хоровод водят, и вприсядку пляшут. Миниатюра открывает книгу Псалмов, она носит программный характер: вся Псалтирь исполнена внутренней радости, которая при любом возможном случае прорывается наружу. Ведь даже в покаянном
В завершение нашего изобразительного ряда — ещё одна миниатюра из Киевской Псалтири (ХI в.); здесь иллюстрируется псалом
Думается, не будет преувеличением утверждать, что в памятниках иконографии изображения юности, содержащей в чистоте путь свой хранением себя по слову Божию (Пс. 118:9), дают возможность проявиться в ней (юности) с большей силой образу Божию — ведь «результат напрямую зависит от самоопределения личности» (Основы, II, 1).
Завершим нашу заметку ещё одной цитатой из «Основ»:
«В человеческой истории выбор людей и обществ в пользу зла приводил к потере свободы и огромным человеческим жертвам. И сегодня человечество может стать на тот же путь, если безусловно порочные явления… перестанут получать должную нравственную оценку и будут оправдываться с опорой на искаженное понимание свободы человека» (Основы II, 2).
Помочь нам сделать этот правильный выбор в юности старается Церковь — своими таинствами, своими молитвами, своими священными изображениями.
Протоиерей Николай Погребняк
Источники и литература:Вздорнов
XII — начала XV веков. М., 1980.
Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.
Иконы Ярославля 13–16 веков. М., 2002.
Лазарев
Лосев
Серпуховский Высоцкий мужской монастырь. Серпухов, 2009.
Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск, 1998.