(Выступление на Расширенном заседании Координационного совета)
Сегодня мы подводим некоторые итоги и определяем задачи дальнейшего взаимодействия системы образования Московской области и Московской епархии в области духовно-нравственного воспитания.
Тема нашего выступления посвящена изложению результатов работы одного из важнейших звеньев этого направления работы — подготовке учителей к преподаванию православной культуры в школах Московской области. К настоящему времени в рамках областных целевых программ «Развитие образования Московской области на 2002–2005», «…на 2006—2010 гг." для учащихся старших классов школ Московской области было разработано содержание регионального учебника «Духовное краеведение Подмосковья». Его базовой содержательной основой стали программа и учебно-методические комплекты «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1–8 классов, разработанные и использующиеся к настоящему времени в 55 регионах РФ.
Это актуализировало задачу подготовки учителей к преподаванию нового учебного предмета. Она была начата в 2006 г. на базе Духовно-просветительского центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия и Института дополнительного образования Московского государственного областного университета.
В процессе работы были поставлены задачи разработки содержательной основы и определения перечня требований к учителям, которые будут преподавать предмет. Они реализованы в разработанной программе подготовки учителей «Духовно-нравственная культура. (История и культура религий. Православие)», рекомендованной Министерством образования Московской области. В 2009 г. программа стала призером конкурса Центрального федерального округа «За нравственный подвиг учителя».
Спецификой программы является многокомпонентная содержательная структура, позволяющая решать комплекс задач профессиональной подготовки учителя, обеспечивая получение профессиональных знаний в области православного богословия, христианского искусства, теории православной педагогики и методики преподавания предметов по истории религиозной культуры. Принципы светскости, культурологичности и опоры на традиционную духовно-нравственную культуру были положены и в основание программы подготовки учителя и соотнесены с принципами построения учебных пособий «Духовное краеведение Подмосковья» и «Православная культура» для учащихся начальной и основной школы.
На основе содержания программы решались и задачи воспитания нравственной культуры учителя. Одним из учебно-методических средств являлся разрабатываемый учителями тест самодиагностики духовно-нравственной культуры и профессиональных умений нравственного поведения педагога, получивший название «Лествица любви».
К настоящему времени на основе программы подготовлено свыше 400 учителей Московской области. Динамика состава слушателей по годам: преобладающее большинство слушателей педагогических курсов в 2007 г. — библиотекари, педагоги-психологи, затем — историки, учителя русского языка и литературы; в 2008—2009 гг. — учителя русского языка и литературы, историки; в 2010 г. — историки, учителя русского языка и начальных классов. Меньшее количество — учителя биологии, предметов эстетического цикла.
Анализ результатов подготовки учителей позволил выявить как положительные стороны, так и ряд трудностей. К числу первых следует отнести то, что приобретенные учителями на педагогических курсах профессиональные знания в области православной культуры в работе со своими учениками оформляются в создании на уроках и во внеурочной работе разнообразных форм творческих проектов — маршрутов духовного краеведения своего города, поселка. Такая работа привлекает школьников к изучению православной культуры, святынь своего родного края. Положительные результаты подготовки учителей курсов были представлены и на прошедшей 4 февраля первой в Московской области Олимпиаде по «Духовному краеведению Подмосковья». Из 52 учителей, подготовивших учащихся к участию в Олимпиаде, 19 учителей были выпускниками педагогических курсов 2006—2009 гг. Однако абсолютным победителем стал учащийся православной гимназии, что позволяет сделать вывод о важности преподавания православной культуры не только в старших, но и в начальных и средних классах. В Московской области к этому созданы все предпосылки: нормативно-организационная база (Координационный совет и др.), содержательная основа (комплекты учебных и методических пособий), система подготовки учителей.
К числу обозначившихся в процессе работы трудностей следует отнести: организационно-управленческие — формализм и даже противодействие некоторых руководителей школ Московской области в направлении учителей на курсы, иногда муниципальные управления образования направляли на курсы «случайных» людей — библиотекарей, воспитателей детских садов и др.; мотивационные — не все учителя, пришедшие на курсы, собирались преподавать предметы «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры»; содержательные — трудным для учителей является богословский материал — догматическое богословие и Священная история, что потребовало от преподавателей курсов разработки дополнительных методических материалов и форм контроля усвоения.
К числу выявившихся трудностей, потребовавших особой работы, относится не всегда высокий уровень личностно-нравственной культуры учителей, затрудняющий понимание ими аксиологической и антропологической основы христианской культуры. Данная проблема была осмыслена в дидактическом и в воспитательном аспектах. В силу возрастного состава слушателей курсов, обладавших сложившейся системой мировоззренческих взглядов и установок, а также ограниченного учебного времени, она решалась комплексно. Профессия учителя в качестве ведущего требования к нравственному облику педагога называет любовь к детям. В контексте христианской антропологии обоснованием этому является положение о понимании человека (ребенка) как носителя образа Божиего. Однако для многих учителей данное положение остается абстракцией, не будучи определяемо ни в качествах его нравственной культуры, ни в профессиональных умениях общения с детьми. В то же время введение учителя в пространство православной культуры потребовало от него умений самооценки профессионального поведения в контексте христианских ценностей. Одним из дидактических средств развития указанных профессиональных умений являлся эталон нравственного облика учителя, который создавался каждым учителем самостоятельно. В процессе работы над материалами богословского и педагогического блока учителя знакомились с христианской антропологией и этикой, традициями воспитания отечественной педагогической школы и святоотеческим наследием, выделяя в качестве ведущей духовной и нравственной ценности ценность любви — жертвенной любви. Ее пример — Крестная жертва Христа. Учителями было осмыслено понимание жертвенной любви в апостольских характеристиках ее качеств: «Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:4–8).
Соответственно этим качествам любви учителя самостоятельно определяли профессиональные умения работы с детьми. Процесс работы был длительным. Но постепенно, как по лестнице, поднимались учителя в нравственном возрастании на основе соотнесения нормы христианского взаимодействия с детьми — нравственной нормы профессионального поведения и заповедей блаженств, определяющих духовно-нравственные нормативы жизни христианина.
Тест «Лествица любви» одинаково положительно воспринимался всеми учителями, так как ориентировал их на доброе в душе человека. Постепенно происходило соотнесение нравственных понятий с христианским понятием «образ и подобие Божие». Так начиналось введение в темы христианской антропологии… Знание норм не есть само нравственное поведение. Но и ориентир на христианские нормы, знание о них, нравственная самооценка, которую каждый учитель производил (хотя бы и в заданных дидактических формах) — это уже шаг в приобщении учителя к христианской культуре: знания ее основных понятий в преломлении к профессиональным педагогическим действиям.
Однако самым главным препятствием подготовки учителей является крайне недостаточное количество, а в некоторых школах — отсутствие учебников «Духовное краеведение Подмосковья» и методических пособий для учителя, что делает весь процесс подготовки учителей беспредметным, немотивированным и неэффективным.
В связи с вышесказанным, позвольте высказать следующие предложения.
- Расширить преподавание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» на уровни среднего профессионального образования (СПО) и начального профессионального образования (НПО).
- Расширить преподавание предмета «Основы православной культуры» на уровни начальной (1–4) и основной школы (5–8 кл.) для всех школ Московской области. Таким образом, будет обеспечена преемственность духовно-нравственного образования школьников Московской области на уровне всех звеньев системы образования (за исключением высшего). Для реализации данного предложения можно использовать учебно-методические комплекты «Православная культура» для начальной и основной школы, программа и содержание которых является преемственным для программы и содержания «Духовного краеведения Подмосковья» содержание указанных пособий включены маршруты духовного краеведения. Изучение их на уровне начальной и средней школы будет являться подготовительным этапом работы по учебнику «Духовное краеведение Подмосковья» в основной школе и учреждениях НПО и СПО.
- При расширении преподавания предметов «ОПК» и «ДКП» в разных звеньях системы образования расширить возможность подготовки учителей православной культуры и духовного краеведения. Для этого организовать с использованием средств дистанционного обучения подготовку методистов (тьюторов) из числа учителей, прошедших подготовку на базе Духовно-просветительского центра, провести зачет в очной форме с последующей выдачей сертификатов.
- Провести допечатку учебных комплектов «Духовное краеведение Подмосковья».