21 мая, в день Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, который празднуется ежегодно в
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл; архиепископ Самарский и Сызранский Сергий; архиепископ Истринский Арсений; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений; епископ Серафим (Зализницкий); епископ Видновский Тихон; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий; епископ Дмитровский Александр; епископ Бронницкий Игнатий; епископ Серпуховский Роман; председатель
За богослужением молились настоятельницы женских монастырей, паломники из Москвы и Московской области; пел хор Православного
По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви совершил литию об упокоении приснопоминаемых рабов Божиих, «за веру и правду в годы лихолетия страшные страдания, истязания и мученическую кончину претерпевших и на месте сем погребенных», а также вознес молитвы ко святым новомученикам и исповедникам Российским.
Cо словом приветствия к Его Святейшеству обратился настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа, который поздравил Святейшего Патриарха с днем памяти Бутовских новомучеников.
Настоятель храма передал в дар Святейшему Владыке новонаписанную икону и пасхальное яйцо, изготовленное воспитанниками
Затем к собравшимся с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, отец настоятель Кирилл!
В этот день, когда мы по традиции собираемся на Бутовском полигоне, на месте мученической кончины множества наших соотечественников, я хотел бы сердечно поздравить с праздником Святой Пасхи духовенство Московской городской и Московской областной епархии, матушек игумений и всех тех, кто сегодня находится здесь, предстоя Богу в молитве о безвинно убиенных, умученных на сем месте, а также и обращается к ним с молитвой о ходатайстве за землю нашу и за Церковь нашу. Христос Воскресе!
В субботу четвертой седмицы по Пасхе читается Евангелие от Иоанна (Ин. 8:31–42), в котором содержатся удивительные слова об истине. После того, как Господь оправдал блудницу, взятую в прелюбодеянии, — ту самую женщину, которую хотели побить камнями по закону иудейскому, после того, как Он защитил ее и оправдал любовью и милостью Своею, Он обратился к собравшимся с пронзительными словами — столь обличительными, что было в
Наверное, трудно было уразуметь слушавшим Спасителя смысл того, что Он сказал. Но мы, живущие в XXI веке, даже если совсем незнакомы с историей, хорошо знаем одно: стремление к свободе — в том виде, как это чаще всего предлагают нам те, кто не связывает свое слово со словом Божиим; призывы бороться и жизнь свою отдавать за свободу чаще всего заканчиваются рабством.
Это не значит, что христианская традиция и Церковь отрицают право человека быть свободным в исторических обстоятельствах. Но это означает, что с точки зрения Церкви подлинная свобода есть свобода от греха. Лишь тогда, когда человек связывает с борьбой за свободу от внешних стесняющих обстоятельств стремление к освобождению от греха, — только тогда и никогда иначе эта борьба против внешних стеснений приводит к тому, о чем человек и мечтает — к подлинному освобождению человеческой личности. Потому что именно в освобождении от греха познается истина человеческого бытия, расставляются приоритеты человеческой деятельности, и каждый именно в свете свободы от греха способен видеть, что есть подлинная свобода.
Ну, а если людей увлекают на путь борьбы исключительно для того, чтобы освободиться от внешних стесняющих обстоятельств, но не обращаются при этом к душе человека, то такой поиск свободы, тем более такая борьба за свободу ведется вне истины, и человек становится легкой добычей заблуждений. Разве не под знаком борьбы за свободу Отечество наше было ввергнуто в пучину кровопролитной гражданской войны? Сколько неповинных людей было убито только потому, что
Из всего этого огромного числа людей, что были убиты в годы террора, мы особым образом прославляем тех, кто погиб за веру, потому что их жизнь соответствовала тому, к чему призывает нас
Господь: „познайте истину, и истина сделает вас свободными“. Они боролись за то, чтобы сохранить истину Божию, и погибли.
И сегодня мы прославляем их как победителей в той страшной схватке. В глазах мучителей они были побежденными. Их память хотели стереть с лица земли. Их добрые имена пытались запятнать ложными протоколами допросов, измышлениями следователей, которые обвиняли их в политических преступлениях. Но мы знаем, что это были люди, которые жизнь свою отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу.
Подвиг новомучеников и исповедников — это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Русской Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу.
Для современных людей существует не меньше искушений и соблазнов, чем для тех, кто пострадал за истинную свободу. Конечно, сегодня никто никого не принуждает насильно отказаться от своих убеждений, но как много соблазнов и искушений от тех, кто насаждает иную, богопротивную философию жизни, в которой нет истины! И чаще всего это насаждение богопротивных взглядов
Поэтому, празднуя память святых новомучеников, в Бутове пострадавших, невинно за Христа здесь умерщвленных, мы тем самым празднуем память тех, кто сохранил верность истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни
Пусть поможет всем нам Господь быть верными тому, чему были верны новомученики и исповедники Бутовские, чему были верны мученики и исповедники Церкви нашей. Да поможет нам Господь хранить верность Его истине и через эту истину обретать свободу — и свободу от стеснений внешними обстоятельствами, и подлинную свободу духа для Царства Небесного. Аминь».