Дорогие Лидия Николаевна,
Александр Георгиевич,
уважаемые гости!
Христос воскресе!
Открывая нашу традиционную пасхальную встречу, я, прежде всего, хочу от всего сердца поздравить всех вас со светлым праздником Воскресения Христова, пожелать здоровья и счастья, поблагодарить за сотрудничество и ваши труды на благо подрастающего поколения. Сегодняшний день исполнен пасхальной радости и наполнен многими встречами, которые показывают нашу с вами общую вовлечённость в жизнь общества, в процесс воспитания подрастающего поколения. Радостно осознавать сопричастность и ответственность за будущее нашего народа и возлюбленного Отечества.
Храмовый комплекс, в котором проходит наша встреча, является символом перемен, происходящих сегодня в
В беседе с вами мне представляется важным остановиться на некоторых актуальных задачах нашего соработничества в деле
Если говорить о достигнутом, то, будь у нас намерение похвалиться, о многом можно было бы рассказать. Ведь в этом году договору о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области исполняется десять лет. Это время не потрачено даром. Подмосковье оказалось впереди подавляющего большинства регионов России в деле распространения преподавания знаний о православии и его месте в истории и культуре нашей страны.
Статистика показывает нам, что процесс обучения идет практически повсеместно. Понятно, что есть различия и в уровне преподавания, и в степени вовлеченности учащихся. Однако факт налицо: такие предметы, как основы православной культуры или духовное краеведение Подмосковья, стали привычным явлением в жизни средних образовательных учреждений. На повестке дня их внедрение в систему среднего и начального профессионального образования, а затем и в программу дошкольного обучения. Меня могут спросить, много это или мало? Ответ не будет однозначным. С одной стороны, мы являемся свидетелями фундаментального сдвига в школьной жизни, где на протяжении десятилетий господствовала атеистическая идеология, препятствовавшая адекватному ознакомлению детей с отечественным духовным и культурным наследием. И это является в высшей степени позитивным достижением. С другой стороны, если окинуть взором объем предлежащих воспитательных и просветительских задач, то станет ясно, что мы находимся в самом начале пути. Он ответственен и сложен, но альтернативы ему нет. Поясню, что я имею в виду.
Мы часто говорим о том, что подрастающее поколение — это будущее России. Данная фраза хотя и стала своего рода клише, но отображает реальность, причем отчасти тревожную. Она заключается в том, что от уровня образования и от состояния духовного и нравственного мира молодых людей в конечном итоге зависит грядущее развитие страны. Что же предлагает детям и юношеству современная эпоха, которую некоторые называют постидеологической? В этом термине заложено убеждение, что все идеологические системы ХХ века, в первую очередь коммунизм и фашизм, потерпели поражение, и их дискредитация сформировала у людей идиосинкразию к философским и политическим системам. Заодно возникло и мнение, что нынешний век является постхристианским, что Церковь и ее учение устарели и современному человеку не нужны. Избавившись от превратных и губительных идей, многие люди заодно решили окончательно отказаться и от Бога, чтобы обрести долгожданную, но по сути ложную свободу. Это явление интернациональное.
Однако душа, даже в состоянии такого прельщения, не утрачивает своей сущности, в частности стремления к идеальному (хотя бы и со знаком минус) существованию. И тогда ложные, бездуховные основания бытия ведут человека в плен самообожествления, гипертрофированного индивидуализма, увлечения материальной стороной жизни как высшей ценностью. Место религии и культуры в таком контексте занимают ложные знаки, которые получили название симулякров. Они ничего действительного не отображают, вовлекают в мир несуществующей реальности и влекут личность к погибели. Когда мы говорим о пагубных последствиях алкоголизма, наркомании, игромании, то причины этих явлений восходят именно к бездуховности, а точнее, к внутренней пустоте человека.
Такое состояние заслуживает не осуждения, а искреннего сострадания. Я хорошо помню обсуждение возможности преподавания знаний о православии в профессиональных училищах. И тогда говорили, что аудитория интеллектуально неразвита, некультурна, груба и так далее. А потом мне рассказали, со слов Людмилы Леонидовны Шевченко, с каким энтузиазмом проходили у нее курсы повышения квалификации педагоги именно из профессиональных училищ. Я объясняю это тем, что у этих учителей горячее сердце. Они любят своих учеников, понимают всю горестность их положения и хотят помочь обрести правильный путь в жизни. Именно в таком подходе мне видится свет надежды.
Многие думают, что продвигая преподавание основ православной культуры или духовного краеведения мы исключительно стремимся к тому, чтобы воцерковить детей и юношество. Прежде чем сказать, что это не совсем так, хочу заметить, что не вижу в этом ничего плохого. Современный мир даже не осознает в полной мере, скольким он обязан отвергаемому им христианству. Это не только молитвенное величие соборов и незримый свет святых икон, не только умилительное пение хора и проникновенные слова молитвы, но и сами образы поведения, мышления, речи. Скажем открыто, знать о православии надо, потому что это хорошо и правильно, а не только оттого, что это наше русское наследие. Кстати говоря, не только русское, но и всемирное, ибо именно через христианство наш народ приобщился к мировой культуре и вступил в историю человечества.
Так вот, не только в воцерковлении и культурологическом просвещении дело. Нельзя забывать о помощи молодому человеку собственно в его духовном и нравственном взрослении. В последние годы в разных частях мира происходили природные катастрофы. В одних местах начиналось мародерство, а в других люди сосредоточенно и самоотверженно помогали друг другу. Где здесь пролегает граница между теми и другими? Конечно, не в плоскости национальных обычаев или уровня экономического благосостояния. Разделение проходит через человеческое сердце, становящееся ареной битвы между добром и злом.
Педагогическая задача первостепенной важности состоит в том, чтобы помочь детям и юношеству преодолеть испытание пустотой, обрести верные этические ориентиры, всем существом своим воспринять как истину слова святого апостола Павла о любви, которая является единственной реальной и всепобеждающей силой в этом мире (см.: 1 Кор. 13).
Это не значит, что действительность не предлагает нам тяжких, а подчас и смертельных испытаний, но они преодолеваются верой. Об этом говорит ангел в стихотворении выдающегося современного поэта Ольги Седаковой:
Ты готов?
К мору, гладу, трусу, пожару,
Нашествию иноплеменных,
движимому на ны гневу?
Все это, несомненно, важно,
но я не об этом.
Нет, я не об этом обязан напомнить.
Не за этим меня посылали.
Я говорю:
Ты готов
К невероятному счастью?
Это счастье жизни со Христом
и следования за Ним.
На нашей встрече сегодня присутствуют руководители образования на местах. Рядом с вами сидят наши церковные труженики, представители Епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Они, как говорится, малым числом стремятся вести просветительскую работу и на приходах, и в сотрудничестве с педагогами в тех случаях, когда это является возможным. Нас очень радуют добрые плоды такого взаимодействия. Хотелось бы, чтобы оно было шире и плодотворнее. И здесь очень многое зависит именно от светских руководителей, ведь вы определяете, так сказать, практическую реализацию наших планов на местах. От вас зависит степень распространения преподавания предметов
Празднование Пасхи Господней — это всегда время радости и надежды. Пусть Воскресший Христос, Который и есть истинная и вечно действенная Любовь, поможет всем вам в трудах на ниве просвещения во благо детей России.
Христос воскресе!