Яко звезды многосветлыя на тверди церковней
восиявше, осветили есте сердца верных
добродетельми подвигов и чудес ваших.
Тропарь из рукописи XVII в.
Общеизвестно, что восстановление празднования в неделю
Профессор
Доклад
Начало празднования памяти русских святых относится к середине XVI в., когда на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. под председательством святителя Макария было прославлено более тридцати святых. Инок суздальского
Литературным образцом для нее послужила Служба преподобным отцам в субботу сыропустную, а входящий в ее состав Канон был написан иноком Григорием по образцу Канона Федора Студита [
В
С 1988 г. служба, составленная иноком Григорием, включена в состав июльской минеи.
«Служба» Григория Суздальского обычно была приурочена к 17 июля или к первому воскресенью по Ильине дне. Однако празднование «всем святым новым российским чудотворцам» не было внесено в общерусские святцы ни в XVI в., ни в XVII в. [
В середине XVII в. появляется составленное архимандритом Соловецкого монастыря Сергием Шелониным «Слово похвальное всем святым отцем, иже в России в посте просиявшим», в котором упоминаются не только преподобные отцы (как это можно было бы ожидать из названия), но и святители, юродивые, благоверные князья [
Недавно в одной из рукописей Соловецкого монастыря, хранящейся в Российской национальной библиотеке, обнаружено еще одно сочинение этого же автора — «Канон всем святым, иже в Велицей России в посте просиявшим» [
Канон, созданный Сергием Шелониным, включает имена 160 русских святых и чтимых угодников Божиих, принадлежащих к разным чинам святости. Исследователь текста Канона
Возможно, в Каноне Сергия Шелонина, человека весьма близкого к патриарху Иосифу, была представлена своего рода программа канонизации, связанная с прославлением целого ряда святителей и благоверных князей; она начала осуществляться еще при жизни патриарха Иосифа. В 1652 г. по благословению патриарха Иосифа в Успенский собор Московского Кремля были перенесены мощи трех
«Храми Богу яко воистинну себе соделасте, всечестнии отцы, божествеными добродетельми вашими мудре украсисте, яко злато издалеча, веру и надежду и любовь истинную; божественнии обеты положисте: воздержанием постистеся, яко бесплотни, мудрость, мужество, целомудрие стяжасте, смирением же вознесостеся; темже и просвещьшеся молитвами непрестанными, видении тайными окрилатесте, небесная достигосте жилища» (Икос канона, составленного Сергием Шелониным).
Но иконография Собора русских святых, окрыленных видениями тайными и достигших жилищ небесных, складывается значительно позднее. Конечно, иконы каждого из новопрославленных святых появлялись следом за их канонизацией. Но собрать в едином иконном пространстве весь собор угодников Божиих Святой Руси удалось только в первой половине ХХ в.
Конечно, первые изображения Собора Русских святых появились значительно раньше. Образцом для такой иконографии, как и для создания службы им, были композиции «Суббота всех святых», известная по иконам Шестоднева уже в начале XVI в. На иконе Шестоднев из Третьяковской галереи, относящейся к кругу Дионисия, представлены десять ликов праведных — убелившийся паче снега человеческий род, — предстоящих Спасу Еммануилу, окруженному Богоматерью, Предтечей и собором архангелов. Чины святых представлены следующие: блаженные, 12 апостолов, преподобные, святители, пророки,
В
В собрании Третьяковской галереи хранятся трехстворчатые складни первой половины XVII в., средник которых представляет Владимирскую икону Богоматери, а на створках чинными рядами, в строгой иерархии, предстоят Царице Небесной лики святых. Святые каждого лика стоят в два ряда. Русские угодники, как правило, располагаются в нижнем ряду [Чинякова].
Принимая решение о восстановлении праздника Всех русских святых, Поместный Собор поручил своему богослужебному отделу, в состав которого входили профессор Тураев и будущий епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), дополнить и внести необходимые изменения в последование XVI в.
«Но древнюю службу, составленную известным творцом нескольких служб монахом Григорием, трудно было исправлять. Поэтому решено было позаимствовать из нее лишь немногое, а все остальное составить заново, частью сложивши совершенно новые песнопения, частью выбравши наиболее характерное и лучшее из существующих богослужебных книг, по преимуществу из отдельных служб русским святым.
Составители службы стремились закончить работу до роспуска Поместного Собора, поэтому первый вариант последования носил следы некоторой поспешности. Служба Всем русским святым в новой редакции была напечатана небольшим тиражом в Москве в 1918 г. Впоследствии она была перепечатана Братством преподобного Сергия в Париже. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., Московская Патриархия опубликовала текст службы по рукописи 1918 г. с поправками Патриарха Сергия [Чинякова].
В 1921 г. состоялась Хиротония во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, Владыка Афанасий почти не имел возможности заниматься редактированием и пополнением службы,
Заслуга создания иконописного образа Собора Всех русских святых принадлежит Марии Николаевне Соколовой (в монашестве Иулиании) — духовной дочери святого праведного Алексия (Мечева).
Уже в
В 1953 г. Владыка Афанасий завершил свою многолетнюю работу над службой Всем русским святым. В 1954 г. его келейная икона Всех русских святых, написанная Марией Николаевной, побывала на первом престольном празднике в
По этому поводу Владыка Афанасий писал Марии Николаевне: «…Я был очень утешен тем, что написанная Вами икона Всех русских святых, первая в этом роде, была на первом храмовом празднике в первом постоянном храме Всех русских святых, созданном в дорогой для всех русских людей
Если Вы имеете
Об этой надписи должны знать очень немногие, и после ее написания обратную сторону иконы надо будет обтянуть
В надписи проверьте точнее даты. Я не уверен, верно ли вычислил день Пасхи в 1934 г. Не нравится мне выражение „в такой композиции“. Вы, как иконописец, вероятно, знаете другое, более церковное слово, соответствующее слову „композиция“. Мне хочется отметить в надписи, что икона, Вами написанная, первая с таким расположением святых. Раньше Вашей иконы Всех русских святых, но в ином их расположении, есть древняя икона Вам известная. Она издана частями в альбоме Музея Петроградской Духовной Академии. Вторая в таком же роде незадолго до Вашей написана в Старой Руссе протоиереем В.Пылаевым. Теперь она в кабинете Патриарха» [Алдошина].
Нужно отметить, что икона Всех русских святых, написанная Марией Николаевной, имеет еще и особую историю. Как только открылось в Москве метро, Владыка Афанасий с этой иконой проехал от «Сокольников» до «Парка культуры». И говорил: «Это метро освящено мною иконой Всех русских святых. Я проезжал с этой иконой и прочитал все молитвы на освящение этого метро», — вспоминает келейница Владыки
На иконе Собора русских святых, по замыслу епископа Афанасия, группы святых должны были располагаться по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом Православной веры. Круговая композиция, идеально отражая Божественную вечность и полноту церковной соборности, подчеркивается освящающей собор русских святых иконой Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, заключенной в круг.
«В нижней части иконы — корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками — просветителями Русской земли, ее первомучениками, на крови которых начинало возрастать древо Русской Православной Церкви. Первый плод сеяния Христовой веры на Древнерусской земле — светоносные пещеры Успенской Киевской Лавры. С обеих сторон крестителя Руси князя Владимира окружает сонм
Из зерна, посеянного святым великим князем Владимиром, выросло великое древо православной Русской державы, православной русской культуры, ветви которого унизаны многими плодами — святыми подвижниками и трудниками нашего Отечества.
Сердцевиной русского исторического древа является „славный град Москва“, „корень Царства“, говоря словами грамот Смутного времени XVII в. Под покровом Владимирской иконы Божией Матери, в молении у Престола Успенского собора Московского Кремля с возлежащей на нем Ризой Господней стоят московские святители Петр и Алексий, Феогност и Иона, Ермоген и Филипп, Фотий и Киприан. Лик святых продолжают преподобные Савва и Андроник, благоверная княгиня Евдокия — супруга святого князя Димитрия Донского, преподобный
Ширилась и крепла Русская держава, все больше звезд загоралось на небе Русской Православной Церкви. Огоньки, зажженные в древности на
Крону великого русского древа образует Северная Фиваида, воспетая в шестой песне: „Ликуй, Фиваидо Русская, красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившия святое и славное отец множество…“ Слева направо в верхней части иконы изображены петроградские, олонецкие, белозерские, архангелогородские, соловецкие, вологодские и пермские угодники Божии, преподобные
Следуя седьмой песне канона, в правой части иконы предстоят в молении Христу все святые среднерусских земель: угодники Ростова и Ярославля, Углича и Суздаля, Мурома и Костромы, Твери и Рязани, древнего Владимира и Переславля Залесского.
Ближе к востоку — тамбовские, сибирские и казанские чудотворцы. Казанская икона Богоматери осеняет восток Святой Руси. Замыкает круговое движение изображение святых древних Церквей Кавказа: Иверии, Грузии и Армении, в правом нижнем углу. Иконописному образу соответствует восьмая песнь канона русским святым: „Красуйся, граде Казань… Веселися, Сибирская страно… Радуйся, Иверие и вся земля Грузинская, торжествуй, Армение…“
В верхней части иконы, словно под сводами незримого храма, изображен Деисусный чин. В центральном радужном медальоне — Святая Троица. По обе стороны от медальона предстоят в молении Богу Троице Пречистая Богородица и святой Иоанн Креститель, святые архангелы Михаил и Гавриил, особенно чтимые и близкие Русской земле святые: апостолы Варфоломей и Андрей, святители Фотий и семь Херсонских священномучеников, великомученики Георгий и Димитрий Солунский, святитель Николай Мирликийский и просветители словенские Кирилл и Мефодий, а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской Церковью. Вспоминается молитва на литии службы Всем святым, в земле Русской просиявшим, последовательно перечисляющая вселенских святых, послуживших в пределах Русской земли и особо почитаемых русским народом.
Деисусный чин помогает уяснить глубинное содержание иконы Собор Русских Святых. На просторах великой России, под благодатным покровом Святой Троицы незримо высится прекрасный храм святой Православной Русской Церкви, где единым сердцем и едиными устами все русские святые, именованные и неименованные, явленные и неявленные совершают
Божественную литургию на Престоле алтаря Святой Руси — Успенского собора Московского Кремля с великой святыней, Ризой Господней.
Словно три звезды сияют на иконе три чудотворных образа Богоматери, Небесной Защитницы Русской земли: на
Образ, написанный монахиней Иулианией, вместе со списком ее же работы хранится в ризнице
В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов епископ Афанасий (Сахаров) получил возможность привести в порядок и дополнить службу Всем Святым, в земле Русской просиявшим, с учетом многих пожеланий единомышленных ему представителей духовенства. Служба в наиболее полной редакции издана в третьей части Минеи за май месяц Московской Патриархией в 1987 г. Все последование праздника Всех Святых, в земле Русской просиявших, с днями предпразднства и попразднства напечатано в 1995 г. в Москве Православным
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. к лику святых был причислен Собор новомучеников и исповедников ХХ столетия, а также еще ряд святых более раннего времени. Созданная к прославлению собора новомучеников и исповедников икона стала одной из самых любимых и почитаемых православным народом святынь нашей Церкви. С прославлением сонма святых новомучеников и исповедников собор святых земли Русской — тысячи святых! — стало практически невозможно изобразить на одной иконе. Созданные по замыслу и благословению святителя Афанасия иконы Собора всех русских святых соседствуют в наше время в храмах с иконами Собора новомучеников.
Протоиерей Николай Погребняк
Библиография: