Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7 за 2016 год/

Ж. А. Курбатова. Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

 

Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского произошлов 1991 г. В нынешнем 2016 г. отмечается 25 лет этому событию.

И эта цифрацелая четверть векаи эта датане формальное обозначение определенного отрезка времени. Мы являемся свидетелями того, с каким торжеством ежегодно церковно празднуется столь радостное событие; мы видели, как второе обретение святых мощей обсуждалось и в печати, и на телевидении, и на разного рода конференциях спустя пять1, десять и более лет2. Это большая пасхальная радость не забывается до сих пор всеми, ее пережившими. Водворение святых мощейв Дивееве в 1991 г. произошло в день прославления преподобного Серафима Саровского, 1 августа. Поэтому, когда речь заходит о втором обретении его мощей, всегда вспоминаются торжества 1903 г., когда в Сарове также «среди лета пели Пасху».

Вскоре после октябрьского переворота 1917 г. большевиками была начата кощунственная кампания по вскрытию, изъятиюи ликвидации мощей святых угодников Божиих. Она являлась частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации Русской Православной Церкви. По официальным сведениям, опубликованным в журнале «Революция и Церковь», с осени 1919 по осень 1920 гг. было произведено 63 публичных вскрытия мощей. 30 июля 1920 г. Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 25 августа того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи. Впрочем, как и многие подобные идеологические кампании, эти мероприятия прекращалисьв связи с изменениями в партийной политике. В 1920–1921 гг. крестьяне ответили на политику «военного коммунизма» жесточайшим вооруженным сопротивлением, что вынудило сменить векторы идеологической работы. В итоге, к 1922 г. публичные вскрытия мощей почти прекратились3.

Однако, еще на первой волне антирелигиозной кампании, 17 декабря 1920 г. в монастыре под Арзамасом были вскрыты мощи преподобного Серафима Саровского. В составленном при этом действии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились. Приведем только некоторые строки, показывающие дореволюционное убран-
ство раки с мощами... На гробнице имеласьнадпись о ее сооружении царской семьей: 
«в лето от Рождества Христова 1903 года месяца июля 19 день», а также рельефное изображение херувима. На руках преподобного поручи из золотой парчи, они были покрыты шелковой белой материей с надписью: «Преподобный отче Серафиме». Мощи были покрыты золотой парчовой епитрахилью. На обуви кресты из парчи с большими аметистами, окруженными жемчугом4.

После вскрытия мощей Поволжье настигло страшная засуха и голод, что многие связывали со святотатством над мощами преподобного Серафима Саровского. Параллельно с этим началась кампания по изъятию церковных ценностей, и в 1922 г. «для голодающих Поволжья» из раки преподобного были взяты жемчуг и аметисты. Известно, что игумения Серафимо-Дивеевского монастыря Александра (Траковская) говорила об этом местным властям и неоднократно просила, чтобы святые моще вновь были облачены. 16 июня 1921 г. 122 домохозяина деревни Починок Темниковского уезда возбудили ходатайство о возвращениина мощи облачений, просили «привестиих в такое состояние, в каком оне находились до осмотра их»5.

Несмотря на то что на вскрытии раки преподобного присутствовало около 150 человек, не считая еще 500 человек «наблюдающих»6, с мощами святого Серафима обошлись так же, как обычно в те годы... Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили святынив неизвестном направлении. Осмотр честных мощей прп. Серафима происходил таким образом, что духовенство никак не могло повлиять на формулировки составляемого акта. Сами протокол и акт писались не в момент действия, а на квартире коменданта, без участия духовных лиц, и зачитывались очень ограниченному кругу членов комиссии у раки преподобного. На вопросы, как поступят с мощами, также не давалось ответа7.

После того как 16 августа 1921 г. святые мощи вновь облачили, крышка раки была заперта на внутренний замок. Совершилось так называемое «закрытие мощей», а засуха в Поволжье вскоре прекратилась. Далеемы увидим, какое значение для работы цер-
ковной комиссии после обретения мощейв 1991 г. представлял акт, составленный при «закрытии мощей»…

Новое активное наступление на чувства верующих советская власть начала через шесть лет, с объявлением коллективизации и началом репрессий по отношению к крестьянству. Комиссия, назначенная ОГПУ, совершила повторное вскрытие мощей преподобного Серафима в Саровском храме Живоносного Источника в 1927 г. Гроб-колоду, в котором 70 лет лежал в земле батюшка Серафим, и кипарисовый гроб, в котором покоились его святые мощи, сожгли около Успенского собора. Мощи же, как они были облачены в мантию и одежды, вложили в просфорный ящик8. Затем они были закрыты и увезены «в неизвестном направлении».

Впрочем, слух о том, что мощи преподобного из Сарова вывезут, распространился еще в 1926 г., потому что по сравнению с несколькими предыдущими годами число паломников резко увеличилось. В этом году на праздник 1 августа в Саров собралось до 10 тысяч человек. В течение лета 1926 г. в пустыни побывало до 30 епископов9.

Было очевидно, что власти тщательно скрывали местонахождение мощей. Например, в книге Б.Кандидова, изданной в 1929 г., приведена подробная таблица вскрытия мо-
щей по губерниям, но в ней нет результатов вскрытия мощей прп. Серафима Саровского10. Во многом отсюда неточные данныео том, что мощи прп. Серафима покинули Саров в 1920–1922 гг.11

По распространенному преданию, мощи прп. Серафима были отвезены властямив Донской монастырь в Москве. Там в конце 1920-х гг. происходило создание центрального антирелигиозного музея. Во многом это делалось, чтобы вытеснить из монастыря православную общину, которая держалась там памятью о святителе Патриархе Тихоне. С другой стороны, создание такого музея крайне осложнялось обстановкой в обители: там постоянно велись дежурства у гробницы Патриарха и служилось в его память по нескольку панихид в деньсохранилось расписание этих богослужений, помещавшееся церковным советом на стену Малого Донского собора12! «Исключительно неблагоприятные условия для музейно-антирелигиозной работы мы видим на примере Донского монастыря», – писали в литературе 1920-х гг.13 Вот в этот-то музей и попали, вероятно, мощи прп. Серафима, хотя современные исследователи, подробно занимавшиеся Донским монастырем в советское время, никаких документальных сведений об этом не нашли14. Музей религиозного искусства был открыт только 20 декабря 1929 г.15, когда была окончательно ликвидирована община монастыря (хотя в советской прессе назывался 1927 г. и более ранние годы)16. Просуществовал он до 1934 г.17

При упразднении музея в Донском монастыре его фонды были переданы в Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ)18, открывшийся в 1929 г. в обители Страстной иконы Божией Матери в Москве19. Мощи, вероятно, находились там до 1935 г., когда власти начали приводить в исполнение решение о разрушении Страстного монастыря20

Православным людям было известно предсказание самого преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены. Так в точности и произошло. Как говорил Святейший Патриарх Алексий II: «Православным людям было трудно, невозможно свыкнуться с мыслью об утрате его святых мощей. Наверное, поэтому существовали различные предположения о том, что мощи где-то спрятаны»21.

Примерное местонахождение святых мощей прп. Серафима стало известно, можно сказать, только перед самым их обретением в Казанском соборе Ленинграда, в музее истории религии и атеизма. Они не значились в описях, и когда Церкви передавались мощи Соловецких чудотворцев, находившиеся в музее, директор официально сообщил, что в его фондах нет других мощей. Но спустя некоторое время в ходе инвентаризации, проводившейся в связи с решением о возвращении верующим Казанского собораи выездом из него музея, святые мощи были обнаружены сотрудником музея.

При освобождении запасников храмам стали передавать иконы, Евангелия, различные богослужебные предметы. Мощипрп.Серафима лежали, зашитые в рогожу, 
в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены, а также музейные вещи с утратами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, епископы Арсений Истринский и Евгений Тамбовский22 срочно прибыли для принятия мощей в Ленинград. Это произошло накануне дня памяти прп. Спиридона Тримифунтского (12/25 декабря) в 1990г. С 25декабря до 10января 1991г. были оформлены все необходимые документы, получено разрешение Министерства культуры.

Священный Синод Русской Православной Церкви образовал комиссию для работы в архивах. Вскоре были найдены акты освидетельствования мощей при первом их обретении перед канонизацией в 1903 г. и очень подробный акт, составленный при вскрытии раки с мощами в 1920 г. и заверенный подписями духовенства. Комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима. Описание мощей совпадало с документом «закрытия» мощей в 1921 г. Комиссия нашла полное соответствие в расположении всех частей святых останков. Вместе с мощами лежала вата, в которую заворачивались мощи, белые шелковые варежки, зеленая подушечка, которая была оставлена для переноса мощей из Казанского собора в Александро-Невскую лавру и другие детали23. На рукавичках были надписи: на одной – «Преподобне отче Серафиме», а на другой – «Моли Бога о нас».

11января 1991г. был подписан акт передачи мощей прп. Серафима Русской Православной Церкви24. Накануне этого дня епископы Арсений и Евгений, а также клирики Свято-Троицкого собора совершили облачение и положили в новую раку святые мощи прп. Серафима... При чтении акафиста мощи омыли святой водой, помазали елеем от Гроба Господня, покрыли пеленами из лавры прп. Сергия, на мощи надели крестпо преданию, благословение матери25. Мощи после их обретения были водружены в Троицком соборе Александро-Невской лавры и открыты для поклонения. Они находились там до дня памяти блж.Ксении (6 февраля).

Святейший Патриарх Алексий II рассказывал: «Как только мощи преподобного Серафима были обретены, стало ясно, что нужно переносить их в Дивеево. Сам пре-
подобный незадолго до своей кончиныв беседах с Н.А.Мотовиловым говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, 
а в Дивееве». Успенский собор в Сарове, 
в котором прежде лежали мощи прп. Серафима, был взорван в начале 1950-х гг., а сам город стал секретным центром атомных исследованийАрзамас-16»), с ограниченным правом доступа посторонних лиц.

Месяц спустя, в феврале 1991 г., святыня была привезена из Ленинграда в Московский Богоявленский собор. А 23 июля уже Москва прощалась с мощами преподобного Серафима. От церкви Никиты Мученика рака со святыней направилась в город Ногинск (бывший Богородск) Московской области, а затем через Орехово-Зуево, Владимир, Нижний Новгород и Арзамас в Дивеево. Мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха. На местах их встречали Преосвященные Владыки. Митрополит Ювеналий участвовал в торжественном перенесении на всем протяжении крестного хода.

По пути следования каждый вечер мощи вносились в один из храмов и оставались там до следующего дня. Вот только некоторые примеры встречи мощей во время их пути: «Жители древнего Владимира заранее собирались у Золотых ворот и Успенского собораНа следующий день, 25 июля, в древнейшем храме Русской Церкви совершается Божественная литургияУтром 26 июля от площади перед Успенским собором кортеж направилсяв Боголюбово вотчину святого Андрея Боголюбского», великого князя, мощи которого также вскрывались безбожниками в 1919 г.26 В Нижнем Новгороде состоялась пресс-конференция, на которой Святейший Патриарх и митрополит Нижегородский Николай рассказали о подробностях второго обретения мощей прп. Серафима. Во время службы в кафедральном соборе Нижнего Новгорода 28 июля Предстоятель Русской Православной Церкви отметил символическое совпадение дня памяти Крестителя Руси великого князя Владимирас перенесением мощей прп. Серафима. Средства массовой информации широко освещали все эти торжества.

1 августа 1991 г., в день памяти прп. Серафима Саровского, его св. мощи были воз-
вращены в Дивеевский монастырь. При встрече была возожжена свеча батюшки Серафима, которую он перед своей кончиной передал Прасковье Семеновне Мелюковой. В последние годы свеча бережно хранилась у единственной оставшейся в живых дивеевской сестрысхимонахини Маргариты (Лахтионовой). Сохранилось до этого знаменательного часа и немного ладана из запасов батюшки. Святейший Патриарх Алексий II служил с ним первый молебен на площади перед Троицким собором Дивеевского монастыря27.

В дальнейшем торжественные службыв Дивеевском монастыре продолжались. 
Например, 31 декабря 1997 г. в Дивеевском Троицком соборе освятили левый приделв честь прп. Серафима. А 1 августа 1998 г. после поздней Литургии был совершен крестный ход с мощами прп. Серафима.

И сейчас верующие люди, вспоминая преподобного Серафима, приезжая в Дивеево, читая его житие, вспоминают, как устраивалась обитель. Так, отец Серафим говорил одному священнику: «Исповедую тебе и Богом свидетельствуюсь, что ни одного камешка я по своей волене поставил, ниже слова единаго от себя не сказал им (сестрам)… против воли Царицы Небесной»28.

Многие люди в течение XX столетия сохраняли память о прп. Серафиме. Например, Игнатий Игнатьевич Игнатюков, участник I Мировой войны, работавший в Кронштадте типографским рабочим, оставил своим потомкам только одну подшивку газет, которые он сам печатал, – как раз о торжествах прославления прп. Серафима в 1903 г.29

И наши современники Промыслом Божиим снова «пели Пасху» в 1991г. после второго прихода мощей батюшки Серафима в Дивеево. Приведем некоторые из слов Святейшего Патриарха АлексияII, сказанные многократно во время Литургии, крестных ходовв дни празднования второго обретения мощей прп. Серафима: «Перевернута последняя страница Дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств, мощи преподобного Серафима отныне упокоятся по его слову в собореДивеевского монастыря». «Начинается новая страница Дивеевской летописи. Она будет иметь огромную притягательную силу для паломников, которые придут сюда почерпнуть духовное утешение и силы у преподобного Серафима»30.


  1. В 1996 г. вышел целый сборник, посвященный в первую очередь обретению мощей св. Серафима Саровского. В нем были опубликованы слова, проповеди, посвященные этому событию: Журнал «Сеятель». Н.Новгород. 1996 г.
  2. В сборнике «Новые чудеса преподобного Серафима Саровского. Свидетельства и размышления», изданном Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в юбилейном 2006 г., целый раздел посвящен обретению святых мощей прп. Серафима. Торжества в Дивеевской обители по случаю празднования 20-летия второго обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского, собравшие тысячи молящихся, возглавил митрополит Ювеналий. См. также слово управляющего Нижегородской епархией: Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. «Это великое утешение всем нам» // Новые чудеса преподобного Серафима Саровского. Свидетельства и размышления. М.: ПСТГУ, 2006. С. 191–193.
  3. Козлов В.Ф. Вскрытие мощей // Православная энциклопедия. Т. 9. С. 719–721.
  4. Акт вскрытия св. мощей приведен в книге: Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский. М., 2004 г. Автор пишет, что святые мощи, убранные от всеобщего обозрения, оставались в Саровском монастыре 6 лет и были изъяты только 5 марта 1927 г.
  5. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский. М., 2004. С. 120.
  6. Из доклада зав. губ. отделом управления Гудкова о работе в Темникове.
  7. ЖМП, 1991 г., №12.
  8. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский. М., 2004. С. 122.
  9. Там же. С. 120.
  10. Кандидов Б. Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда. М., 1929.
  11. Сафонов Д. Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского // http://www.pravoslavie.ru/archiv/moshiserafima.htm (дата публикации: 30.07.2003 г.); многие основываются на книге наркома здравоохранения Н. Л. Семашко, согласно которой мощи прп. Серафима якобы «были помещены на «показательной выставке по социальной медицине», открывшейся в 1920 г. в Москве в музее Народного комиссариата здравоохранения (Петровка, 14)» (см.: Кошеваров А.Н. Судьбы мощей русских святых в первые гг. советской власти // http://www.liveinternet.ru/users/franky_boy/post84676797/ (Дата публикации: 11.09.2008 г.)). Очевидно, что в данном случае Семашко ошибался или давал заведомо неточные сведения.
  12. Постернак О.П. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920–1930-е гг. // Вестник ПСТГУ, 2005/4. «История», С. 114–132.
  13. Кандидов Б. Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда. М., 1929. С. 132.
  14. Постернак О.П. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920–1930-е гг. // Вестник ПСТГУ, 2005/4. «История», С. 114–132. Зато на территории нового монастырского кладбища Донского монастыря существовала церковь, построенная в 1904 г. по плану архитектора З.Иванова в честь преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской. Церковь освящена в 1914 г, а службы во вновь освященном храме возобновлены осенью 1997 г.
  15. До него в Донском монастыре был музей искусств, созданный к 1925 г. В 1926 г. он уже числился как историко-культурный и бытовой музей.
  16. Бойко Т.В. Московские музеи-монастыри в контексте культурно-просветительской политики советского государства в 1917–1920-х гг.: Диссертация канд. ист. наук. М., 2006. С. 24.
  17. В связи с празднованием десятилетия октябрьской революции всем музеям сверху предписывалось отразить в своих экспозициях эту тему. «С этого времени в отношении музеев-монастырей начинается процесс, приведший либо к их ликвидации, либо к приспособлению зданий монастыря под посторонние экспозиции…»
  18. Колымагин Б. Перенесение мощей преподобного Серафима в Москву // http://www.sedmitza.ru/text/930215.html (сведения из ЖМП, №5, 1991 г.).
  19. Козлов В.Ф. Вскрытие мощей // Православная энциклопедия. Т. 9. С. 719–721.
  20. Об этом свидетельствует монахиня Адриана (Малышева), прихожанка Страстного монастыря в 1926–1929 гг.
  21. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Зло обращено во благо // Новые чудеса преподобного Серафима Саровского. Свидетельства и размышления. М.: ПСТГУ, 2006. С. 185.
  22. Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений. Надежда не угасала // Новые чудеса преподобного Серафима Саровского. Свидетельства и размышления. М.: ПСТГУ, 2006. С. 188–190.
  23. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский. М., 2004. С. 38, 39.
  24. Епископ Арсений Истринский. Мощи не могут быть экспонатами музея // Новые чудеса преподобного Серафима Саровского. Свидетельства и размышления. М.: ПСТГУ, 2006. С. 197–198.
  25. ЖМП, 1991, №12. С. 39.
  26. Белавенец С. Шествие по России // Новые чудеса преподобного Серафима Саровского. Свидетельства и размышления. М.: ПСТГУ, 2006. С. 201–206.
  27. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский. М., 2004 г.
  28. Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Краснодар, 1991. Репринтное воспроизведение издания 1903 г. Т. II. С. 465, 851.
  29. Архив наследника – Курбатова А.А.
  30. Из слова в Дивеевской обители 30 июля 1991 г.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.